Чуть ли не каждый прожитый день отмечен громкими и не очень коррупционными делами. В недавней печальной истории с 25 смертями от паленого алкоголя (до боли знакомый сюжет!) тоже не обошлось без коррупции: метиловый спирт, которым отравились люди, утек со склада вещдоков. И ведь кто-то позволил ему утечь, кто-то закрывал глаза на подпольные «наливайки», зарабатывая на этом несущем смерть бизнесе. Все, как и двумя годами ранее в нашумевшем деле «Мистера Сидра». Борьба с коррупцией идет, но ничего не меняется. Почему?
СМИ сообщили о задержании по подозрению в получении взяток первого замглавы администрации Нижнего Новгорода Ильи Штокмана, человека неординарной судьбы. С 2022 года он добровольно отправился на СВО, правда, не в штурмовые отряды, а возглавив полковую психологическую службу. При этом за ним все эти годы сохранялось место вице-мэра. В 2023-м в ходе встречи участников спецоперации с президентом России Штокман рассказал, как в 1998 году с семьей уехал за границу, а потом в 2004-м вернулся. Был победителем конкурса «Лидеры России», после чего его карьера пошла в гору. В 2020 году он стал вице-мэром Нижнего Новгорода. Правда, в местных источниках предполагают, что решение отправиться на СВО «было связано с желанием уйти от ответственности». С поста замглавы администрации Нижнего Штокман был уволен в минувшем августе. Тогда же демобилизовался. И вот «лидер России» под следствием за взятки.
Впрочем, судьба не такая уж уникальная. В прошлом году в ДНР был задержан действующий спикер гордумы Нижнего Новгорода Олег Лавричев. Сейчас его судят сразу по трем статьям: хищения чужого имущества, отмывание денежных средств и мошенничество в особо крупном размере. Тянет спросить: не многовато ли взяточников на квадратный метр отдельно взятой городской администрации?
Идем дальше по последним сообщениям с антикоррупционных фронтов. СК РФ предъявил обвинение в получении взятки в особо крупном размере мэру города Владимира Дмитрию Наумову. Яркая иллюстрация: коррупционеры не гнушаются ничем. По версии следствия, Наумов в 2023 году сколотил преступную группу, ставшую монополистом на местном рынке ритуальных услуг. Они вымогали деньги даже у родственников погибших на СВО бойцов. По делу задержаны 10 человек.
Совсем уж мелочовкой пробавлялась начальница отдела администрации Советского района Красноярска, мелькнувшая в сводках. Следователи подозревают ее в получении взяток алкоголем и продуктами за то, что закрывала глаза на нарушение: бизнесмены на муниципальной земле вместо разрешенной автомойки устрои-ли автостоянку. О задержании сотрудника Росреестра Забайкальского края по подозрению во взяточничестве отрапортовали из УФСБ по Забайкальскому краю. Правда, в деле фигурируют не миллионы, а всего лишь сотни тысяч рублей.
Как-то несолидно для грозного ведомства. Чуть раньше в Ростовской области бойцы регионального управления ФСБ взяли с поличным при получении «незаконного вознаграждения» замдиректора филиала управления ведомственной охраны Минтранса. Взятки передавались за увеличение премий и за покровительство по службе.
На этой же неделе уголовное дело о получении взяток завели на работника челябинского филиала одного из банков. Он за 1 млн рублей поспособствовал открытию кредитной линии в 1,5 млрд. По тому же делу задержали еще двух служащих банка.
Тем временем по соседству, в Свердловской области, разгорается куда более громкий скандал. Местный губернатор Паслер отправил в отставку своего зама Олега Чемезова, ставшего ответчиком по иску Генпрокуратуры, которая просит суд передать собственность чиновника в доход государства. По версии прокуроров, Чемезов манипулировал тарифами в регионе и в кооперации с совладельцами компании «Корпорация СТС» получал теневой доход. Бизнесмены бежали из России и стали гражданами Австрии, а Чемезов остался. Он член «Единой России». Ранее работал заместителем губернатора Тюменской области. Под домашним арестом находится и жена Чемезова, которая по бросовой цене приобрела дорогую недвижимость. Теперь вот задержан и сам Чемезов.
Хотелось бы наконец завершить этот скорбный список, но в тот же день пришло сообщение о задержании по подозрению в коррупции другого замгубернатора — на этот раз Вологодской области. Однако на следующий день администрация региона и сам господин Родионов сообщили, что он на свободе и исполняет свои обязанности — в частности, доложил губернатору Филимонову о борьбе с алкомаркетами и торговцами вейпами. Правда, информация об обысках на рабочем месте Родионова не опровергалась. Судя по всему, претензии к нему связаны с его пребыванием на посту главы правительства Карелии и с масштабным расследованием, которое там сейчас ведется. И опять речь идет о мошеннических действиях группы лиц, в которую входят бывший глава Минприроды Карелии, экс-депутат Заксобрания и другие видные представители местного истеблишмента.
29 сентября следователи пришли за вице-губернатором Кубани и атаманом местного войска. Его подозревают в хищении помощи для казаков — участников СВО.
Мельком упомянем и об отстранении от должности по иску Генпрокуратуры ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого. Любопытно, что на сайте СПбГУП указано, что господин Запесоцкий является доверенным лицом президента Владимира Путина с 2012 года. А первым деканом юрфака здесь был глава СКР России Александр Бастрыкин.
Такова картина маслом всего лишь одной недели, мелькнувшей в череде наших буден. Впрочем, и эта картина будет неполной, если не рассказать о еще одном — знаковом — обвинении. 23 сентября в Останкинском райсуде Москвы зарегистрирован иск заместителя генерального прокурора РФ в отношении Виктора Момотова, секретаря Пленума Верховного суда, ученого секретаря научно-консультативного совета при Верховном суде и председателя Совета судей России. Прокуратура требует изъять у этого видного юриста около 100 объектов недвижимости и доли в бизнесе на общую сумму не менее 9 млрд рублей. Ответчиками по иску также являются крупный краснодарский бизнесмен Андрей Марченко, его сын Иван и принадлежащее им ООО «Гостиница «Вологда».
«Момотов в период замещения должности судьи Верховного суда РФ занимался нелегальным бизнесом и покровительством ему, злостно не платил налоги в особо крупном размере и использовал судебную власть для защиты капитала, приобретенного в результате нарушения антикоррупционного законодательства: Допущенные Момотовым нарушения отнесены законом к актам коррупции, которые угрожают стабильности и безопасности общества, подрывают демократические институты, этические ценности и справедливость, наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку», — цитирует выдержки из иска Генпрокуратуры агентство «Интерфакс».
По данным Генпрокуратуры, свой криминальный бизнес «один из самых уважаемых судей страны» вел в партнерстве с организаторами ОПГ «Покровские» Аркадием Чебановым и Андреем Коровайко. Как пишут СМИ, эти граждане незаконно приватизировали и регистрировали гостиничные объекты, а Момотов не давал судьям принимать правовые решения, когда местные органы власти пытались через суд восстановить законность. Такое вот содружество судебной власти и криминала.
Момотов нисколько не смутился. Остававшийся председателем Совета судей России и судьей Верховного суда, он в ответ на иск Генпрокуратуры о-братился за защитой в комиссию органа судейского сообщества. В Совете судей заявили, что Момотов готов предоставить необходимые документы при поступлении иска надзорного ведомства в суд. То есть он отрицал свою принадлежность к сотне объектов недвижимости, часть из которых, как водится, оформлена на родню. И вообще, какие к нему могут быть претензии, ведь он всего лишь работает в системе.
Однако 26 сентября Высшая квалификационная коллегия судей прекратила полномочия Момотова. Ему закрыт выезд заграницу. Готовят к уголовному преследованию?
Остается воскликнуть: «А судьи кто?» Впрочем, если зайти на просторы интернета, можно найти еще немало подобных сообщений. Кто-то склонен видеть в этом скандальном вале свидетельство усиления антикоррупционной борьбы. Но скорее все эти многочисленные задержания говорят о том, что коррупция стала неотъемлемым элементом российской политической системы, абсолютно обыденным явлением.
После отмены советской нормы о конфискации всего имущества взяточника в России сложилась поразительная ситуация, при которой коррупция не просто стала наиболее рентабельным видом бизнеса, но и воспринимается значительной частью бюрократии как едва ли не основа нынешнего государственного строя. А борьба с этим злом вырождается в фарс. К тому же сегодня нашу страну еще и принудительно заселяют носителями иной культуры, воспринимающими коррупцию нормальным и даже обязательным явлением бытия. Такое вот извращение самой идеи правового демократического и цивилизованного государства.