Главная Культура 15:28 05 Ноября 2019 4926
2 часа 11 минут накануне апокалипсиса

Хайнер Гёббельс показал действо о конце истории, который еще не произошел, но может произойти

Сергей Бирюков, Санкт-Петербург – Москва
Один из самых ярких моментов спектакля – пляска танцовщиков со жгутами в лазерном световом туннеле. Фото автора

В Санкт-Петербурге на Театральной олимпиаде показали спектакль Хайнера Гёббельса «Все, что произошло и могло произойти». Но для автора этой заметки весь день, проведенный в Северной столице, стал своего рода действом, удивительным образом обрамившим и пересекшимся с этой новой, 2018 года, работой одного из видных европейских режиссеров, композиторов, мыслителей. Порой даже действом более ярким, чем сам повод поездки.

Впечатление колоритное – начиная от самого перемещения из респектабельного центра города в индустриальный, раскисший под ноябрьским дождем Красногвардейский район, где нет даже нормального тротуара, ведущего в Музей стрит-арта на территории действующего завода слоистых пластиков: именно он предоставил площадку для творческой акции знаменитого немца и его команды. Но, как оказалось, вовсе не сюда надо было ехать ради обещанной в тот же день встречи-беседы с Гёббельсом, а на Новую сцену Александринки. Стало быть – марш-бросок обратно в центр (за рулем такси – инженер аэрокосмической промышленности, так эти люди сейчас вынуждены кормить свои семьи: тоже штрих к портрету апокалиптической эпохи, о которой речь впереди). Обаяние Хайнера, в том числе в ответе на мой вопрос об источниках вдохновения – что это, музыка («Когда гора сменила свой наряд»), техника («Вещь Штифтера»), психология («Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» – перечисляю те работы Гёббельса, которые видел раньше)?

Хайнер Геббельс (слева) сам не знает, что станет источником его вдохновения в следующий раз – «может быть, даже вот эта бутылка минеральной воды»

Оказалось – все это и многое другое, а самое главное: «Я стремлюсь никогда не повторяться, в том числе в источниках вдохновения, и спасибо за то, что вы это заметили, сделав мне лучший комплимент». Наконец, сам спектакль – все-таки на заводе, куда я вернулся уже практически красногвардейским старожилом…

Зрители еще рассаживаются на трибуне в большом заводском ангаре, не сразу обращая на кряки саксофона, в которых лишь постепенно, по мере успокоения и наступления тишины в зале, проявляется музыка. Перформеры на уходящей в необозримую даль сцене-полу выставляют нечто вроде гигантских ракушек и первобытных зарослей, из контейнера (по-моему, мусорного, хотя по-немецки аккуратного) достаются громадные буквы и выкладываются на полу – похоже, без смысла, т.к.никакого слова прочесть нельзя. Мы будто наблюдаем рождение мира из начальных, пока плохо связанных друг с другом элементов.

Этим буквам, доставаемым из мусорного контейнера, так и не суждено сложиться в слова

Голос на английском (перевод идет на множество экранчиков по флангам трибуны) рассказывает, как на Всемирную выставку в Париже в 1900 году привезли канаков – коренное население Новой Каледонии – и заставили на публику точить кремнем каменные пики. Очевидно, желая показать, как широки и глубоки интересы Европы, распространяясь и на этнографию самых удаленных народов. Хотя на самом деле у себя на родине эти люди ничем подобным не занимались, т.к.всего лишь служили в колониальной администрации. И были счастливы удрать с благословенного «пупа цивилизации» на первом попавшемся корабле.

Зажигается гигантский экран, куда проецируют сегодняшние кадры Euronews из рубрики «Без комментариев»: наводнение в Красноярском крае, пожары в Калифорнии, беспорядки в Пакистане…

Все последующее – «объяснение» той чудовищной концентрации бед, что навлекло на себя человечество за последние сто с небольшим лет. И как оно дошло до жизни такой. Источником вдохновения на сей раз выступила книга чешско-французского парадоксалиста Патрика Оуржедника «Европеана. Краткий курс истории ХХ века».

Голоса на разных языках – французском, греческом, финском, русском и пр. – продолжают рассказывать о глубокомысленных глупостях и прямых подлостях человечества: от споров, правда ли мы произошли от обезьяны, до «высоконаучных» достижений вроде изобретения отравляющих газов, от возмущения общественности сексуальными забавами президента США с его секретаршей до одобрения бомбардировок «цивилизованным» Западом Югославии.

Музыка (ударные, саксофон, электрогитара, синтезатор – старинные французские «волны Мартено», почему именно они – скоро поймем) комментирует этот рассказ, то истаивая в почти неуловимых фонах, то исходя диссонансной агрессией, то искушая муляжной улыбкой холодного минимализма. В какой-то момент несколько музыкантов, ведомых скрипачкой, заходят практически в пасть сатаны, изображаемого исполинской драпировкой (сценография Клауса Грюнберга), и встают со своей медитацией на пути летящих из чрева чудовища тяжелых бомбардировщиков. Снова хроника, Сирия, американские флаги, российские флаги, шумовая кульминация.

Музыканты становятся на пути бомбардировщиков

Неожиданно, под слова какого-то из американских теоретиков «общества потребления», заявившего о «конце истории» (человек-де теперь легко может удовлетворять свои насущные потребности и, стало быть, все мировые коллизии позади), звучит неземной красоты цитата из «Квартета на конец времени» француза Мессиана – вот почему «волны Мартено»! – написанного, как известно, в немецком концлагере в пору, когда действительно можно было подумать о прекращении истории, по крайней мере европейской. Так сталкиваются в представлении Хайнера Гёббельса предельная глупость и предельная мудрость, цветущие на поле одной и той же темы…

В завершение на гигантскую драпировку, изображающую оперный театр (возможно, символ европейской культуры для Гёббельса) наползают другие – песчано-охряная, крапивно-зеленая…Эта вдруг «одичавшая» равнина вспухает пузырями, будто Земля в пору горообразования. Мир заволакивается туманами, становится на дыбы, где в одном из выдернутых стихией пластов угадывается стена Палаццо дожей, повисшая вверх ногами. Старая вселенная погибла, на ее обломках под аморфную какофонию инструментальных реплик возникает новая.

Обломок Палаццо дожей – все, что осталось от погибшей вселенной

Будет ли она лучше старой? Ведь и старая была не первой – помните буквы, доставаемые из мусорного ящика? А раз «вначале был мусор», то что-то его нам оставило.

2 часа 11 минут от начальной точки спектакля до финальной. Точнее, от отточия до отточия. Честно признаюсь, не все, что произошло между ними (я не пересказал и половины эпизодов), мне понятно. И где-то после полутора часов действия стало нарастать ощущение – а не лучше ли было здесь его и закончить? Так бывает, когда человек хочет сказать слишком многое о слишком многом.

Хотя, возможно, дело в другом, и это моя, а не Гёббельса, вина, что не дошла до меня полностью логика целого. Но на той самой «Вещи Штифтера», тоже ведь по сути рассказывающей о зарождении и гибели мира, такого чувства не возникло, напротив, было безумно интересно следить от первой секунды до последней за чудесами, на которые способны пять препарированных роялей, управляемых волей автора через компьютер. «Гора, сменившая наряд» познакомила с изумительным хором девушек из Словении Carmina Slovenica. «62 способа …» потрясли виртуозностью текста о свихнувшемся ученом, променявшем жизнь на схоластику, и точной работой актера в экстремальных условиях подробнейшей и подвижнейшей сценической бутафории...

А вот сейчас на сценические волшебства, которыми так щедро (и уместно!) были снабжены эти прошлые работы Гёббельса, отчего-то поскупились.

Слишком часто спектакль напоминал агитационное кино, пусть и «без комментариев»

Музыка – в основном фоновая, актерской игры вовсе нет, визуальная эффектность некоторых фрагментов (особенно когда в лазерном световом туннеле замельтешили танцовщики с гигантскими, похожими на змей гибкими жгутами), повторю, во многом обесценилась неясностью общей логики. Затянувшаяся возня с ветхими тряпками, пусть и громадными, сама по себе тоже вряд ли тянет на чудо. А без чуда театр рискует превратиться в назидательную агитку.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23107
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5492
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5367
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?