СМИ могут запретить упоминать национальность преступников, их расовую принадлежность и вероисповедание. Соответствующий законопроект уже в ближайшее время планируется рассмотреть в Государственной Думе РФ, сообщает РБК. Проект закона о запрете упоминания в СМИ национальности преступников был предложен Мосгордумой на рассмотрение федеральным законодателям еще в 2007 году после печально известных событий в Кондопоге. Сегодня законопроект «достали из стола», возможно, в связи с попыткой погрома ингушского села Карца после ошибочных сообщений в прессе о том, что теракт на рынке во Владикавказе совершил ингуш.
В свете последних событий, вполне вероятно, законопроект будет принят в первом чтении, считает депутат Мосгордумы, председателя комиссии по регламенту, правилам и процедурам Александр Крутов. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января следующего года, отмечает РБК.
«О законопроекте уже много говорилось, есть доводы „за“ есть доводы „против“. И если обратить внимание, в сообщениях агентств, теле- и радиокомпаний уже не говорят чеченец, дагестанец, а говорят уроженец Дагестана, уроженец Чечни», — пояснил «Труду» депутат.
«Уроженец — это месторождение человека. Когда мы говорим, например, москвич украл 100 рублей, мы подразумеваем кого угодно, а называя преступника русским, мы явно указываем на этническую принадлежность подозреваемого», — добавил он.
Согласно предложению Могордумы, за нарушение запрета СМИ на упоминание национальности граждане понесут наказание в виде штрафа от 2 до 10,5 тысяч рублей, должностные лица от 4 до 5 тысяч рублей, юридические лица от 40 до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, сообщает РБК.
Административное наказание предполагается за упоминание национальности, расы или вероисповедания подозреваемого, обвиняемого, и уже осужденного за совершение преступления. Предполагается, что такой запрет будет действовать как на традиционные, так и на сетевые средства массовой информации.
Кроме того, законопроект предусматривает введение уголовной ответственности за убийство по мотивам национальной и религиозной ненависти. В частности, поправками в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) предлагается установить уголовную ответственность за убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении
Парламентарии также надеются состав суда, уполномоченного рассматривать уголовные дела упомянутой категории, а также вывести их
«Речь идет именно о том, чтобы на этапе, когда вина еще не доказана, когда еще человек не находится в состоянии судебного процесса, не давать пищу для незрелых умов, можно указывать гражданство и месторождение. Указание национальной принадлежности на самом деле ни о чем не говорит», — заключает депутат Мосгордумы Александр Крутов.
Национальная вражда без причин
В 2007 году, когда законопроект был внесен в аппарат нижней палаты Госдумы, спикер Мосгордумы Владимир Платонов пояснил «РИА Новости», что систематическое указание некоторых национальностей в материалах журналистов о совершении правонарушений и преступлений может привести к возбуждению национальной ненависти и вражды. Вместе с тем в соответствии с Конституцией только сам гражданин может решать стоит ли ему публично говорить о своей национальности или нет.
Тогда же спикер Госдумы Борис Грызлов выразил принципиальное согласие с положениями документа. Он сообщил, что по его мнению, не стоит лишний раз в суде напоминать о том, какой национальности преступник, передавало агентство «РИА Новости».
«В перспективе надо переходить к пониманию, что наша национальность — россияне. Чем реже мы будет употреблять в конкретных вопросах национальность — тем лучше. Моя позиция, что лишний раз упоминать национальность в судебных делах нет необходимости», — сказал он.
Преступники не выбирают национальность
Надо признать, журналисты и общественные деятели действительно не раз, часто бессознательно, способствовали росту национальной вражды. Так, показательна попытка погрома поселка Карца в Северной Осетии, где преимущественно проживают ингуши.
После теракта на центральном рынке Владикавказа, унесшего жизни 19 человек, в СМИ появилась информация, что правоохранительные зацепились за ингушский след в расследовании трагедии. В день теракта были арестованы трое подозреваемых в причастности к взрыву. В том числе милиционеры задержали бывшего владельца взорванного автомобиля — жителя ингушского поселка Экажево. Он рассказал, что продал автомобиль накануне теракта одному из односельчан, выписав доверенность на фамилию Арчаков. Позже следователи выяснили, что Магомед Арчаков погиб в начале этого года от удара электрическим током во время работы на электростанции. Личность террориста пока не установлена.
Около 300 молодых осетин прошли с лозунгами «Осетия, вперед!» по центральным улицам Владикавказа, а затем отправились громить ингушей в Карцу. Участников акции остановили ОМОН и войска, передает «Коммерсант». Отметим, поселок с населением 4 800 человек находится всего в 15 минутах езды от столицы Северной Осетии.
Нападение было пресечено властями в ходе переговоров. Однако ингуши готовятся к худшему: они выставили оцепление по периметру поселка, а женщин и детей из домов, расположенных на окраинах, перевели в центр поселения.
Поселок Карца не в первый раз становится объектом, на который направлен гнев осетин. Выходцы из Карцы были осуждены за теракт на Центральном рынке Владикавказа в апреле 2002 года, в результате которого погибли 10 человек. В сентябре 2004 года после захвата террористами школы в Беслане разгоряченные осетины так же попытались разобраться с ингушами в Карце. В тот раз толпу остановила милиция.
В 1992 году поселок Карца был разгромлен во время