Конечно, на 8 Марта коллеги-мужчины подарят им цветы. Но от работы не освободят. Несмотря на красные дни календаря, они должны появляться в эфире и рассказывать зрителям о событиях в мире. А в ответ получать признательность и любовь.
Миллионы девушек мечтают о такой участи. Но женское ли это дело — заниматься информационным телевидением?
Дискриминация по половому признаку
Устроиться корреспондентом на ТВ мужчине гораздо проще, чем женщине. И хотя ни один телевизионный начальник не признается, что при приеме на работу в его компании существует дискриминация по признаку пола, фактически такая практика повсеместна. В этом легко убедиться методом простого подсчета корреспондентов-мужчин и корреспондентов-женщин в информационных выпусках ведущих каналов.
Причины банальны. Постоянные переезды-перелеты, ненормированный график, ночевки в далеко не всегда комфортных условиях, стрессы, сопутствующие тяжелым по характеру сюжетам (чрезвычайные происшествия, военные конфликты и прочее). Кроме того, информационное телевидение с его сжатыми сроками и цейтнотами подразумевает стиль отношений, далекий от института благородных девиц. Иногда крепкое выражение гораздо лучше стимулирует процесс, чем доброе напутствие. По силам ли это хрупким леди?
Конечно, можно привести железный контраргумент про коня на скаку и горящую избу. И вспомнить, к примеру, Ираду Зейналову, которая с одинаковым успехом ведет репортажи и со светских раутов, и с мест терактов. Но она скорее исключение, подтверждающее правило. Нельзя ведь забывать и о том, что в нашем случае, остановив коня и выйдя из горящей избы, женщина-корреспондент должна быть аккуратно причесанной и с хорошим макияжем. Если некоторая растрепанность корреспондентов-мужчин может вызвать у зрителя даже сочувствие (нелегко, мол, парню там приходится), то женщине этого не простят.
«Неинтересное» положение
Представительниц прекрасной половины нельзя считать абсолютно надежными сотрудниками и еще по одной причине: в самый неподходящий момент они могут забеременеть. Ну, а потом дети, больничные и т. д.
Известно, что в шоу-бизнесе контрактами предусматривается невозможность изменений в личной жизни. В течение определенного срока поп-звездам не разрешается рожать, а иногда (с целью сохранения имиджа) даже выходить замуж. На телевидении подобных запретов нет, но они негласно подразумеваются в таких, например, формулировках: «действие контракта может быть прекращено до истечения срока в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, препятствующих выполнению обязательств». Сколько женщин исчезло из эфира именно по причине этих самых «непредвиденных обстоятельств»! А сколько пожертвовало личной жизнью ради любимой и престижной работы...
Юлия Бордовских однажды рассказывала, каким сложным был этот выбор для нее. Она работала спортивным комментатором на НТВ, мечтала о ребенке, но то одно крупное событие, то другое. Наконец ей удалось выбрать время и родить аккурат между Олимпийскими играми и чемпионатом мира.
Но есть и примеры того, как телезвезды умудрялись вполне удачно сочетать свое «неинтересное» (с точки зрения начальства) положение с работой. Некоторые ведущие информационных выпусков скрывали свои животики за студийным столом чуть ли не до девятого месяца, а возобновляли работу уже через несколько недель после прибавления в семействе, перекладывая часть забот на няню.
Можно также вспомнить Тину Канделаки, которая вела шоу, будучи «глубоко беременной». И это ничуть не мешало — напротив, казалось весьма милым. Но это шоу такое было, позволяло.
Лица каналов
Количество ведущих-мужчин и ведущих-женщин на ТВ примерно одинаково. И вовсе не потому, что эта работа более легкая, чем корреспондентская. Просто телевизионные боссы знают два простых правила.
Первое: женщинам, ведущим информационные выпуски, аудитория доверяет больше, чем мужчинам. На этот счет существуют разные статистические данные, но цифры всегда в пользу прекрасного пола. Умом-то зритель понимает, что в большинстве случаев человек на экране, независимо от пола, зачитывает тексты, написанные другими людьми. И что если он даже говорит от себя, то ровно в рамках дозволенного. Но сердцем...
Как не поверить словам, сказанным Екатериной Андреевой с ее идеальной строгой красотой и отточенными интонациями, даже когда точно знаешь, что излагаемая ею информация, мягко говоря, слегка скорректирована?! Дамы кажутся зрителю более искренними, нежели мужики с их амбициями и эгоизмом. Дамы могут позволить себе некий артистизм, который у мужчин выглядит ненужным преувеличением или даже кокетством.
Естественно, вышесказанное относится к дамам с определенным типом внешности. И в этом смысле современное российское телевидение принципиально отличается от западного. Женщина отнюдь не первой молодости, женщина с неидеальными чертами лица на Би-би-си, например, явление отнюдь не редкое. Другое дело — природное обаяние, которое должно быть обязательно. У нас же на подобные эксперименты идут крайне редко.
Правило второе: женщины лучше запоминаются зрителю. Здесь статистика также на их стороне. То есть женские «лица каналов» — ну прямо-таки «лица-лица». Но здесь для прекрасных дам сокрыта еще одна сложность. Их внешность принадлежит не им, а телекомпании. Муж хочет, чтобы ты из шатенки превратилась в яркую блондинку? Тебе самой надоели длинные волосы и ты хочешь носить легкомысленную челку? Ага, как же! А из эфира вылететь не хочешь? На некоторых каналах запрет на кардинальную смену внешности вносится отдельным пунктом в контракты. Подобные метаморфозы могут произойти только в случае, если ведущая из одного проекта уходит в другой, совершенно отличный по жанру. И это правильно. Разве зритель воспринял бы программу «Время» всерьез, если бы на экране вдруг появилась та же Екатерина Андреева в образе яркой блондинки и в легкомысленной блузке в разноцветный горошек?
Впрочем, одежда — это отдельная песня. Понятно, что на всех крупных каналах работают опытные стилисты. Они точно подберут наряд, который и ведущей к лицу, и в кадре органично смотрится. Но далеко не каждая программа сопровождается титром «костюм предоставлен» — и далее название громкого лейбла. Часто ведущим приходится появляться в своей собственной одежде. Какой она должна быть, подскажут стилисты. Но, во-первых, настоящие королевы эфира не могут позволить себе изо дня в день появляться в одном и том же. Значит, костюмов должно быть много. Во-вторых, есть множество мелких нюансов. Если ведущая все время сидит за столом, то сверху на ней может быть строгий пиджак, а внизу — банальные джинсы. Другое дело, если приходится перед камерой совершать проход к столу. В этом случае все должно быть в едином стиле — от сережек до пряжек на туфлях.
На одежду ведущей крепится микрофон-петличка, и он не должен бросаться в глаза. Он не должен деформировать блузку — значит, блузка не может быть из очень легкой ткани. По понятным причинам блузка не может быть сшита из шуршащей ткани. Или вот еще пример. Представьте, в летний жаркий день вы надеваете к эфиру что-то легкое и праздничное. И тут выясняется, что произошло нечто ужасное и вам предстоит сообщить об этом. Значит, и костюм надо срочно менять. Следовательно, запас в гримерке должен быть на все случаи жизни.
Женщины, получившие ТЭФИ за информационные и публицистические программы
Екатерина Андреева (номинация «Ведущий информационной программы»).
Ирада Зейналова («Лучший репортер»).
Елена Масюк («За мужество и профессионализм» — дважды, «Лучшее журналистское расследование» — трижды).
Ольга Романова («Лучший ведущий информационной программы»).
Татьяна Миткова («Лучший ведущий информационной программы»).
Светлана Сорокина («Лучший ведущий информационной программы», «Лучший интервьюер», «Лучший ведущий ток-шоу).
Анна Шнайдер («Лучший ведущий региональных новостей»).