Главная Культура 00:04 07 Июля 2023 4446
Потерянные и обретенные

Русская литература вновь потянулась к теме «маленьких людей»

Дарья Ефремова
Один из образов современного «маленького человека» - городской невротик, «офисный планктон». Фото: imagebroker/Michaela Begsteiger, globallookpress.com

Крупнейшие литературные премии «Большая книга» и «Ясная Поляна» огласили списки номинантов. Судя по ним, один из главных фокусов нынешней писательской оптики — способ существования «обреченного» героя, в каждом произведении своего и не похожего на «собратьев», но неизменно равнодушного к своей судьбе.

Вообще-то это критическое замечание годится для любой эпохи: отечественной прозе не хватает положительного персонажа — человека чести, действия и достойной социальной биографии, способного бросить вызов козням истории и собственной судьбы. Если говорить о сегодняшней литературе, то попытки реставрации соцреализма, как правило довольно натужные, не поправляют положения — по страницам большого русского романа продолжает бродить «недостоверный рассказчик»: растерянный интеллигент-восьмидесятник, современный городской невротик, простачок-расследователь, оказывающийся разменной монетой в игре таинственных кукловодов, а то и откровенно хтонических сил.

Новый сезон, открывшийся шорт-листами главных премий, предсказуемо не возродил благородно ищущих правду «крапивинских мальчиков», зато выявил по-настоящему остросоциальную тенденцию. В поле зрения современной литературы попали «несбывшиеся» люди — представители потерянных поколений, кое-как обживающие руины былой страны, общества, семьи.

Метафорой этой искаженной, нащупывающей реальность оптики стал сюжетный замес романа череповецкой поэтессы и прозаика Александры Шалашовой «Салюты на той стороне», вышедшего в издательстве «Альпина.Проза». Герои ее книги — подростки с нарушением зрения, обитающие в санатории у реки, с противоположного берега которой постоянно доносятся звуки взрывов и перестрелок. Обращающиеся другу к другу по кличкам, от которых невольно вздрагиваешь (Сивая, Белка, Муха, Крот), с нетерпением ожидающие обеда из макарон с морковкой, силящиеся рассмотреть хоть что-то в душном тумане этого близорукого мира, они создают собственную неформальную иерархию, основанную на культе силы.

Идея бессмысленности социального подчинения и полного отказа от всякой общественно-приемлемой деятельности удивительным образом проникла в антагонистичные по жанру вещи двух очень обсуждаемых в последнее время авторов. Это (ожидаемо) роман «Роза» — завершающая часть автофикшн-трилогии поэтессы, прозаика, лауреата премии «Нос» Оксаны Васякиной. И (внезапно) — влившаяся в ту же тенденцию публицистичная антиутопия «Комитет охраны мостов» журналиста и прозаика Дмитрия Захарова, выстрелившего пару лет назад с романом «Средняя Эдда» о «русском Бэнкси» — уличном художнике Хиропрактике.

На самом деле книга Захарова, вышедшая в серии «Остроактуальная проза» в «Редакции Елены Шубиной», лишь прикидывается остросоциальным памфлетом. В центре сюжета — документальный материал резонансного дела об умниках-студентах, задумавших взорвать мост через Енисей ради компьютерной игры, но угодивших на реальную скамью подсудимых. Главный герой, звезда красноярской журналистики и местной тусовки Никита, равно как и его подопечные, протестующие представители «непоротого поколения», воспринимающие суровую реальность как игру в «танчики», — всего лишь «десять негритят», суетящихся в абсурдистском антимире, где Сибирью правит загадочный Зимний Прокурор, чья задача — обеспечивать некий Порядок, заложенный мифическим (привет Татьяне Толстой) Кыш-Кысем. О том, что в этом «судебном романе» все иронично-бессмысленно, внимательному читателю становится ясно очень быстро — рассказчика выдает рваный, нервный ритм повествования и суетливая самоупоенность от нахождения в бешеной мешанине людей-событий.

На острие рефлексии о маленьких, «напрасных» людях — и упомянутый роман «Роза» Оксаны Васякиной, продолжающий ее же «Рану» и «Степь». Эпиграфом ему служит фраза «Ад мой там, где я ступлю» (из «Майской прогулки болящей» Анны Буниной). Подобно немецко-английскому «путешественнику по временам» Вингфриду Георгу Зебальту, в своих книгах восстанавливающему историческую память по фигурам умолчания, Васякина рефлексирует о себе, пытаясь разгадать тайну короткой, «невесомой» жизни своей тетки Светланы — незамужней, безработной, гулящей и пьющей паршивой овцы в благонравной пролетарской женской семье.

Автор идет от детали — пахнущая подъездом прокуренная фиолетовая кофта с черными и серыми треугольниками позволяет восстановить атмосферу унылых семейных торжеств, где сначала долго обсуждают еду, потом поднимают тосты за любовь и мужчин, которые, несмотря на весьма условную пригодность (пьют, бьют, мало в дом приносят), считаются важным атрибутом благополучия. Из этой пропитанной фальшью материи вырисовывается история никчемного Светланиного существования: «Когда она родилась, ее принесли в квартиру на шестом этаже и положили в детскую кроватку. Спустя несколько лет на место этой кроватки поставили раскладную софу, и Светлана стала спать на ней. Когда софа стала совсем негодной, ее место занял диван. На этом диване она умерла». Вся жизнь и смерть — в одной комнате «двушки» в панельной девятиэтажке.

Тема несбывшейся маленькой и незаметной жизни вырастает до размеров бытийной драмы и в дебютном, но сразу вошедшем в короткий список «Большой книги» романе белорусской писательницы Хелены Побряжиной «Валсарб». Главная героиня, безымянная девочка с большими голубыми глазами, просиживающая дни напролет в пыльном книжном магазине, слышит голоса «бывших людей», живших когда-то в ее родном городе, умерших и оставшихся после ухода безымянными, без памятников и могил. Бесхитростные, наивные, болтающие о пирогах, бытовых неурядицах и семейных выходах в церковь и на базар, они ходят за девочкой по пятам, врываются в ее сны и никуда не исчезают, пока не оказываются услышанными и не возвращают свои имена. Ищут ли они отмщения или признания, пытаются ли остаться в вечности? Нет, просто избывают одиночество, ставшее в романе Побряжиной вторым именем человеческого бытия.

P.S. Мотив потерянного поколения и его призраков, невидимок и симулякров, высветившийся за последнее столетие в творчестве Ремарка, Генри Миллера, Чака Поланика, заложил в пространство сегодняшнего русскоязычного романа смертельную кощееву иглу уже не социального, а экзистенциального свойства: рушатся не отдельные судьбы — попытки общей судьбы. Как сказал в восьмой Дуинской элегии Рильке, «мы неявленным обделены» — не потерянных поколений не было и не бывает.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11646
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7319
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7000
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6239
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6194
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?