Скандальная история со злополучными «Мистралями» подошла к логическому концу. В Кремле и Елисейском дворце сообщили, что сделка по поставке военных вертолетоносцев расторгнута, французы выплатили за срыв контракта полагающуюся компенсацию. Об этом в ходе телефонного разговора окончательно договорились президенты Франсуа Олланд и Владимир Путин.
Стратегическое партнерство времен Ширака кануло в Лету, но остатки союзнического взаимоуважения сохранить удалось. Во всяком случае жест доброй воли Путина, решившего завершить коммерческий спор вокруг компенсации полюбовно, без обращения в арбитраж, спас лицо французского коллеги, вынужденного оправдываться за попрание национальных интересов в угоду Вашингтону.
Штрафные санкции не выставлялись. По смете затраты составили 784,5 млн евро. Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан в прямом эфире утверждал, что выплата будет меньше 1,2 млрд евро, заложенных в контракте, так как вернутся только «уже полученные от покупателя» деньги и демонтированное российское оборудование. Неясно, однако, как поступят с кормой «Севастополя», произведенной на Северной судоверфи в Питере: оторвать ее обратно не получится.
Возникает вопрос: а возвращаемые деньги уже переведены или только обещаны? Немедленно вернуть должок в разговоре по президентскому телефону, как это подавалось информагентствами, даже главам государств сложно. Тем более санкции на перевод капиталов в Россию действуют, как и решения ЕСПЧ по «ЮКОСу». Лучше получить с французов деньги до отказа РФ от сертификата конечного пользователя, а то потом отговорок будет не счесть.
Маленькой уступкой для Олланда на переговорах стало снятие Москвой ограничений на последующую продажу «Мистралей». Верный Ле Дриан проявлял дежурный оптимизм, заверяя, что желающих оторвать оба вертолетоносца с руками хоть отбавляй и рабочие места в Сен-Назере сохранятся. Стоимость демонтажа — 200-300 млн, но это уже за счет французских налогоплательщиков. Пока рабочие руки нужны для «дерусификации» «Мистралей», так как они адаптированы к арктическим условиям, размерам наших вертолетов, да и все надписи там на кириллице.
Русскоязычных заказчиков явно больше не предвидится, так как у Казахстана и Белоруссии нет моря, а у Украины — денег. Впрочем, в последнем случае таблички все равно пришлось бы снять. Зато в список потенциальных покупателей французские эксперты включают Канаду, Индию, Египет и даже Китай, как пишет Le Figaro. Не исключен и пуск кораблей на металлолом, но тогда это будет самое дорогое вторсырье в мире.
Депутат Нацсобрания от оппозиционных республиканцев Тьерри Мариани, побывавший недавно в Крыму, предложил продать корабли Евросоюзу, чтобы использовать их для спасения нелегальных мигрантов в Средиземном море. В своем блоге он написал: «Олланд сдался, и Франция подчинилась воле США и Евросоюза. Траурный день для всего, что остается от нашей национальной независимости...»
Утверждения социалистов, что Олланд свернул историческую сделку из соображений морали и желания остановить кризис на Украине, разъярили французскую оппозицию. Республиканец Эрик Сиотти квалифицировал решение правительства «как абсолютную ошибку», связав ее с тем, что президент «прогнулся перед США». Евродепутат Надин Морано осудила «слепое следование за «старшим братом», подчеркнув , что «Франция впервые отреклась от своей торговой подписи, которая больше не стоит ничего на мировой сцене».
Для России завершение истории с самым крупным приобретением военной техники на Западе означает осознание простой истины, что в стратегических сферах мы можем рассчитывать только на себя и своих реальных союзников, к каковым члены НАТО не относятся по определению. Не слишком эффективная с финансовой точки зрения история с заказом «Мистралей» была попыткой протянуть руку дружественной, как нам казалось, Франции. И ее завершение продиктовано новым политическим выбором: оберегать суверенитет и независимость России от внешнего давления теми силами и средствами, которые всегда будут под нашим контролем.