Главная Культура 00:04 08 Мая 2015 3776
Тревога, нежность и надежда

Отчего песни Пахмутовой становятся нам все нужней

Роман Синельников

На днях начался III Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается...», десятидневная программа которого включает концерты не только в Москве и даже не только в России, но и в других странах бывшего СССР. Большой удачей стал авторский вечер Александры Пахмутовой, прошедший в Большом зале Московской государственной консерватории в день открытия праздника 5 мая.

Вот уже много лет я бываю практически на всех московских концертах Александры Николаевны. В последние годы они проходят заметно чаще, чем прежде, становясь при этом всё более разнообразными по содержанию. Творческая дружба композитора с молодежной труппой Большого театра обогатила не только репертуар юных исполнителей академического жанра, но и само звучание многих песен. Инструментальные произведения Пахмутовой почитают за честь исполнять ведущие солисты и оркестры страны, среди которых стоит отметить оркестр Министерства обороны России под управлением Валерия Халилова. Активно развивается сейчас в нашей стране и хоровое искусство — и среди детей, и среди взрослых.

Все это не могло не привести к вполне закономерному успеху. Но главная его причина — в другом. За последние несколько лет изменилась страна и мы вместе с ней. Мы многое поняли о жизни и стали лучше разбираться в самих себе. Работая — каждый на своем месте, — мы вновь ощутили на губах позабытый было вкус общего осмысленного дела, в частности благодаря сочинской Олимпиаде. Мы не просто почувствовали себя одним народом, но осознали неразрывную связь каждого из нас с прошлым и будущим. И в этой новой России музыка Александры Пахмутовой вдруг заискрилась, засверкала свежими красками, обнажила суть русской души во всех ее проявлениях.

Это был фантастический концерт. Лучший из всех концертов Александры Николаевны за два десятилетия, на которых мне довелось бывать. Сконцентрированная энергия огромной страны на глазах обращалась в пассионарность исполнения и исполнителей — Василия Ладюка, Андрея Жилиховского, Светланы Ильиной, Богдана Волкова, Ольги Кульчинской, Павла Валужина... Победитель «Голоса» Сергей Волчков с потрясающим проникновением в смысл спел новую, написанную специально к этому концерту песню Александры Николаевны на стихи Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной». Выходец из Уфы, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков вернул из небытия песню 1990-х годов «Волга-вольница» и не звучавшую почти пятьдесят лет мелодию «Мужеству — жить!». Хоровое сопровождение не только со сцены, но и с боковых балконов зала создало для зрителей неповторимую атмосферу соучастия в концерте.

Неожиданно для себя я вдруг с удивлением обнаружил: песни, написанные Александрой Николаевной десять-двадцать лет назад, звучали не так злободневно, как ее же песни советского периода, которые будто написаны сегодня и о нас сегодняшних. Эпоха «лихих 90-х» закончилась. Исчезла ли вместе с ней госпожа Нищета? Нет, конечно. Но ушли растерянность и тупая бессмысленность безвременья. Пахмутова и Добронравов в то время стали для миллионов людей лучом надежды. «Мы вернемся к своим родникам» — это пророчество если и не сбылось вполне, то сбывается сейчас. И мы вновь обретаем песни Александры Николаевны как песни народа-победителя — во всех смыслах этого слова.

В заключительной части концерта приняли участие Иосиф Кобзон и Тамара Гвердцители, которая блистательно спела «Нежность». Кстати, в последнее время именно эта песня стала объектом для пересудов в интернете: как выяснилось, ее первая музыкальная фраза («Опустела без тебя земля...») полностью совпадает с темой третьей части написанной тридцатью годами ранее «Простой симфонии» Бенджамина Бриттена. На этом основании делается глобальный вывод, что русское и советское искусство-де несамостоятельно в своем развитии, и все, что дорого для русского человека, в действительности представляет собой плагиат. Сталкиваясь с подобными рассуждениями, нужно четко понимать, что они всегда направлены на разрушение фундамента нашего общественного сознания, какие бы аргументы при этом ни приводились. Что же касается «Нежности», то здесь надо отметить два момента. Во-первых, сочинить (или целенаправленно заимствовать, что, кстати, случается нередко) основную тему музыкального произведения — это даже не полдела. Главное — дальнейшее развитие темы в логике мыслей и чувств, которые композитор стремится передать в своей музыке. Тема — это только зачин. Бывает, что зачины совпадают, в том числе и совершенно непреднамеренно (память композитора услужливо предложила какой-то из услышанных ранее мотивов, а «самоцензура» никак не идентифицировала его), но это не умаляет ценности каждого из произведений, если дальнейшая творческая мысль авторов развивалась независимо друг от друга. Такой случай и имеет место применительно к «Нежности» и «Простой симфонии». Во-вторых, в Советском Союзе была очень мощная музыкальная критика, в том числе и специализировавшаяся на песне. Выходили журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь», издавались монографии. Существовало и компетентное профессиональное сообщество в лице Союза композиторов. На момент написания «Нежности» Александре Николаевне было 36 лет, еще жили и творили в разных жанрах мэтры, прошедшие Великую Отечественную, а иногда и гражданскую войну — на правах старших товарищей они бы за рюмкой чая или чего покрепче по-дружески поправили молодого автора, если бы услышали знакомую мелодию. Советские композиторы не были оторваны от музыкальной жизни мира, они часто ездили за границу, привозили оттуда пластинки, много слушали и знали. Но, насколько мне известно, вопрос о «Нежности» до последнего времени не поднимался. Это говорит о многом.

И ещё на одну показательную тенденцию я обратил внимание. Обычно концерты Александры Николаевны принято заканчивать «Надеждой», но в последнее время она все чаще и чаще уступает свою роль «Песне о тревожной молодости». Два лица из финальных номеров нынешнего концерта остались в памяти: много повидавшая и пережившая, буквально захлёбывающаяся от радости при исполнении этой песни Тамара Гвердцители — и совсем юная участница из Волгограда Маша Строганова, не знавшая слов, но не способная удержаться от общего порыва, пытавшаяся подпевать — и понимавшая, что в ее жизни именно сейчас и именно здесь происходит что-то большое и важное...

На наших глазах сплеталась самая главная нить в нашей жизни: нить связи поколений. И роль Александры Пахмутовой как бессменной «всероссийской воспитательницы» переоценить невозможно.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11587
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7273
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6951
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6156
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6127
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?