ДВОРЕЦ В ДЕРЕВНЕ СУПОНЕВО
Дома эти очень разные. В маленькой деревушке Супонево (Щелковский район) возведен из красного кирпича удивительный "средневековый" замок в четыре этажа с круглыми башенками, увенчанными высокими шпилями, узкими окнами-"бойницами", всевозможными балкончиками, наружными переходами... "Летом к нам даже из дальних поселков приезжают на велосипедах посмотреть на это чудо", - сказала мне жительница Супонева. Подобные "замки" изредка можно увидеть и в других местах. Но в основном строят двух- и трехэтажные добротные особняки (с примыкающим гаражом), имеющие рациональную планировку и без дорогостоящих излишеств. Стоимость индивидуальных домов колеблется в очень широких пределах - от 30 до 800 тысяч долларов. Семья со скромными доходами может построить себе жилье и за 5 тысяч "зеленых". В среднем, как свидетельствует статистика, расходы на строительство и ремонт в богатых семьях превосходили в 1998 году аналогичный показатель в группах населения с менее высоким уровнем достатка в 105 раз. По оценкам специалистов, только в ближнем и дальнем Подмосковье в строительство особняков вложено 3 - 5 миллиардов долларов. Львиная доля этих денег, как утверждают эксперты, пришла из теневого сектора экономики. Однако плюс хотя бы в том, что не ушли они, как десятки миллиардов "сбежавших" долларов, за границу...
Строительный бум вокруг столицы во многом объясняется тем, что в главном городе страны живет, понятно, наибольшее число банкиров, крупных и средних бизнесменов, финансовых "тузов", словом, не самых бедных людей. А как обстоит дело с возведением индивидуального жилья во всей остальной России? Оказывается, тенденции в принципе те же, стремление иметь собственный дом становится все более массовым среди россиян. Разве что коттеджи во многих случаях строят поскромнее. В ушедшем году почти половину построенного в стране жилья составили как раз индивидуальные дома. Если по этому показателю сравнить Московскую область и всю Россию, то разрыв получается очень небольшим - 56,6 процента в первом случае и 43,3 - во втором. В общей сложности с начала реформ в нашем Отечестве возведено 665 тысяч собственных жилых домов (только в прошлом году - 110 тысяч).
Помимо Северо-Кавказского района, где традиционно велики объемы индивидуального строительства, такой способ улучшения жилищных условий получает все более широкое распространение в центральной части России и в регионах с сильно развитыми национальными традициями. По числу строящихся ежегодно собственных домов на втором месте после Московской области - Краснодарский край. Здесь ежегодный "прирост" - более 9 тысяч коттеджей. Далее идут Татарстан, Ростовская область, Ставропольский край, Белгородская область (4 - 6 тысяч новых особняков за год). В этих регионах от половины до трех четвертей введенного за год жилья построено населением. В Ингушетии в 1998-м возводились только индивидуальные дома. Характерно, что в так называемых бедных регионах даже семьи со средним достатком, влезая в долги и получая жилищные субсидии, вместе с родственниками своими руками строят себе отдельное жилье. Если же говорить о тех, где этот процесс идет наиболее медленными темпами, то, пожалуй, к "отстающим" можно отнести Ярославскую, Челябинскую, Томскую и Тюменскую области, где в 1998-м доля вводимых индивидуальных домов не превысила 20 процентов.
Частные дома - более просторные, чем привычные "стандартные" квартиры, которые строились у нас в последние десятилетия. "Я провел детство в "коммуналке", - рассказывает москвич Игорь Правецкий, работавший в советские времена конструктором в НИИ, а ныне являющийся менеджером крупной фирмы. - Только в тридцать лет я с семьей получил двухкомнатную квартирку на последнем этаже пятиэтажной "хрущобы". Теснота всегда преследовала, угнетала меня. Но вот накопил денег, пятнадцать тысяч долларов взял в долг. И полтора года назад на дачном участке, доставшемся мне от родителей, построил двухэтажный кирпичный дом с водопроводом, горячей водой (нагреваемой газовой колонкой) и биотуалетом. Три спальни (у нас двое детей), столовая, гостиная, кухня, в подвале - бойлерная. Всего - около 140 квадратных метров. Строили, разумеется, "леваки" - бригада украинцев. В отделочных работах я и сам участвовал. Когда теперь приезжаем в "хрущобу", удивляемся: как мы могли почти десять лет выдерживать здесь? Последний взнос в счет долга отдал только в конце прошлого года (сильно подкосил августовский кризис 98-го года). Оглядываясь назад, я могу сказать: иметь собственный удобный дом - это большое счастье..."
Конечно, сегодня, когда треть населения едва сводит концы с концами, далеко не каждый может накопить сумму, необходимую для строительства дома. Для многих россиян это, видимо, далекое будущее. Тем не менее вновь появляющийся средний класс все в большей мере стремится вырваться из тесных бетонных клетушек с низкими потолками и совмещенным санузлом. Любопытно проследить, как год от года увеличивалась средняя площадь строящихся частных домов. В 95-м она составляла, по данным Госкомстата, 103 метра; в 97-м - 115; в 98-м - 121. (Предприятия-застройщики, надо сказать, здесь сильно отстают от частников: средняя площадь построенных ими коттеджей - 79 метров.)
СТРОЯТ В ОСНОВНОМ "ЛЕВАКИ"
В начале реформ в большинстве индивидуальных домов было не более трех комнат. Сейчас ситуация заметно меняется. Если в 95-м доля особняков, имеющих четыре комнаты и более, составляла 36,6 процента, то в 98-м - почти 42. То есть, по сути, каждый второй дом - многокомнатный. Увеличилась площадь и вспомогательных, подсобных помещений. Появились бойлерные, где устанавливают газовые водонагревательные колонки, стиральные машины. По поводу того, какой строительный материал лучше подходит для нового дома, существуют различные мнения. Одним нравится дерево (оно дышит, и чувствуешь себя в таком помещении гораздо лучше, чем в каменном"), другим - кирпич. Как бы там ни было, более половины индивидуальных домов в последние годы построены из кирпича, чуть менее четверти - из деревянных материалов и лишь 14 процентов - каменные. Кстати, один квадратный метр кирпичного дома обходится более чем на треть дороже деревянного и на 13 процентов - каменного.
"Почему вы приглашали "леваков", не надежнее было бы иметь дело с официальной строительной фирмой, имеющей высококлассных специалистов и гарантирующей качество работ?" - спросил я Игоря Правецкого. Он удивленно посмотрел на меня, словно на прилетевшего марсианина: "Что вы думаете, у меня шальные деньги? Такой же особняк, имей я дело с официальной конторой, обошелся бы раза в полтора, а то и в два дороже". И это правда. Строительным предприятиям приходится платить немалые деньги криминальной "крыше", плюс налоги, плюс накладные расходы... Все это, естественно, включается в цену. И еще - солидная прибыль, которую тоже оплачивает заказчик. Вот и набегают дополнительно многие тысячи долларов. В результате фирмы потеряли только в прошлом году десятки тысяч заказчиков. Вот что говорится в официальной записке Госкомстата: "Незарегистрированными организациями с неформальной занятостью, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, оказывается примерно 95 процентов платных услуг по индивидуальному строительству". Значит, всего лишь 5 процентов заказов достается официальным фирмам...
ТЫСЯЧИ ПУСТУЮЩИХ КОТТЕДЖЕЙ
Поездив по Подмосковью, я увидел огромное количество пустующих особняков. Часть из них остались недостроенными, другие имели вполне завершенный вид (по крайней мере внешне). Сколько же всего незаконченных и незаселенных домов в регионе, почему на этих стройках не видно признаков жизни? Как удалось выяснить, некоторые коттеджи принадлежат строительным фирмам, занятым теперь поисками покупателей. Но в большинстве случаев частным застройщикам просто не хватило силенок завершить начатое. Сильный удар нанес финансовый кризис 1998 года. У кого-то резко упали заработки, кто-то вообще остался без работы, в каких-то семьях круто изменились обстоятельства... Немало и таких случаев, когда начавший стройку бизнесмен погибал от пули киллера или вынужден был срочно убегать из страны. И сегодня сотни, если не тысячи пустующих или недостроенных домов являют собой печальный контраст ухоженным особнякам, которых с каждым месяцем становится все больше.
Новые хозяева нередко не ограничиваются строительством новых домов. К ним прокладывают еще водопровод, подводят газ. Есть примеры (их, правда, пока не так много), когда за счет владельцев особняков разбитая грунтовая дорога, долгие годы досаждавшая автомобилистам, превращается в отличное асфальтовое шоссе. Словом, идет благоустройство поселков. Вот лишь один пример - в 1998 году на средства населения построены газовые сети протяженностью 3200(!) километров. Это уже кое-что.
Специалисты между тем прогнозируют в ближайшие годы новый виток строительного бума. Вслед за "новыми русскими" в этот процесс потихоньку втягиваются и другие. Закипела работа на многих садовых участках. Здесь строят и добротные зимние дачи, и летние домики. Впечатляющие результаты дало прошлогоднее обследование трех садоводческих товариществ Балашихинского района Московской области. К 1 августа новые дома для сезонного или постоянного проживания были построены на каждом двадцатом участке, а "незавершенку" специалисты увидели у каждой пятой семьи. Сейчас в нашей стране садовые участки имеют 14,5 миллиона семей. По крайней мере, несколько миллионов из них все свободное время посвящают строительству домов. В советские времена на садовом участке запрещалось даже ставить сарай с двускатной крышей - боялись, как бы не "обуржуазился" наш народ. Теперь дурацкие запреты сняты, и люди взялись за дело.
Уже каждое четвертое домохозяйство в России занимает отдельный дом. Играть туш по этому поводу, конечно же, рано - около шести миллионов семей стоят в очереди на получение квартиры; треть жилищного фонда не имеет канализации, четверть - водопровода, 29 процентов - центрального отопления... Но все же позитивные подвижки происходят. В частности, очередь на получение жилья уменьшилась за годы реформ на 3,5 миллиона семей. Дай Бог, продолжится оживление экономики, и проклятый "квартирный вопрос" будет все меньше и меньше волновать россиян.
...Когда-то стиральная машина казалась нашим гражданам фантастической роскошью, несбыточной мечтой. Лет десять назад таким же далеким для нас представлялся персональный компьютер. А нынче его можно увидеть во многих семьях. И собственный дом со временем тоже будет нормой. Скорей бы!