Тогда на волне оскорбленного чувства патриотизма депутаты и завсегдатаи политических ток-шоу дружно решили: «Ах, так?! Не будет нашей сборной? Нет, такая Олимпиада нам не нужна!» В смысле, показывать ее на российском ТВ незачем. А если некоторые любят спортивные трансляции не потому, что есть возможность поболеть за своих, а просто так, то пусть едут в Корею, там и смотрят. Это дело их гражданской совести. Руководство крупнейших федеральных каналов тогда уклонилось от ответа на вопрос о своих планах. Там мудрые люди сидят. Зачем горячку пороть? Подождем, пока на этот счет выскажется сами знаете кто. И вот нужные слова произнесены, решения приняты, программа передач пестреет репортажами из Пхенчхана.
И все-таки телевизионщики нервничают. Ведь для них важнейшие спортивные события не только повод порадовать зрителей, но и ходовой товар. Реклама, запускаемая в ходе показа чемпионата мира по футболу или той же Олимпиады, стоит очень дорого. И вот цифры. По предварительным данным, стоимость одной минуты в трансляциях из Пхенчхана на Первом канале и на «России 1» составляет 2-2,5 млн рублей. А это более чем в два раза дороже рекламы в обычных программах тех же каналов. Но! Во время сочинских Игр стоимость минуты составляла 3,2 млн. То есть четыре года назад рекламодатели были значительно увереннее в том, что событие соберет огромную аудиторию. В случае же с Кореей подобной убежденности нет. Отсюда и нервозность.
Что же вызывает сомнение? Что тот же самый патриотизм сыграет дурную шутку? Одно дело, когда на соревнования едут 500 атлетов, как было заявлено изначально, другое — втрое меньше, как вышло по факту. Ведь если аудитория не захочет смотреть виды спорта, где нет россиян, то деньги на рекламу будут потрачены напрасно. Впрочем, вполне вероятно, что каналы отдадут предпочтение именно тем дисциплинам, где будут наши сограждане. И тут эффект может быть как раз обратным: унижения, которые мы претерпели в предолимпийский период, наоборот, привлекут массового зрителя, жаждущего реванша в виде золотых медалей соотечественников. Пусть даже без гимна, пусть под нейтральным флагом.
Другой отрицательный фактор — разница во времени. Известно, скажем, что самую большую аудиторию обычно собирают церемонии открытия Игр. Сегодня в Пхенчхане таковая началась в 20.00 по местному времени, прямая же трансляция у нас вышла в 14.00, то есть тогда, когда нормальные люди работают. Соответственно, и все дальнейшие олимпийские программы будут выходить с утра пораньше. Многие ли смогут быть в это время у телеэкранов?
Ну а что же зритель, каково его отношение к происходящему вокруг крупнейшего спортивного события, каковы ожидания? Опрос на этот счет провел ВЦИОМ. Для начала, так сказать, информация околоспортивного характера.
Такие копья ломались вокруг дисквалификаций, допусков-недопусков, такие громы и молнии метались в ток-шоу и аналитических программах, но насколько они затронули общественность? Знают ли люди вообще обо всем этом? Да, причем очень хорошо — так ответили 57% опрошенных. Что-то слышали, но в подробности не вникали 38%. А еще 5% впервые услышали об этом от социологов, проводящих данное исследование.
Среди прочих респондентам был задан и такой вопрос: «С каким из этих утверждений вы согласны? 1. Во время скандала вокруг российского спорта власти нашей страны сделали все возможное, чтобы наши спортсмены попали на Олимпиаду. 2. Во время скандала вокруг российского спорта власти нашей страны сделали недостаточно, чтобы наши спортсмены попали на Олимпиаду». Результат: 35 и 52% соответственно: Где отставки-то?
Далее: «1. Российские спортсмены, выступающие под олимпийским флагом, прежде всего представляют и защищают честь России. 2. Российские спортсмены, выступающие под олимпийским флагом, прежде всего участвуют в личном качестве, от своего имени». Тут итог такой: 62 и 24%. Нет, еще не во всем святом разуверились мы.
Ну а теперь немного сравнительной информации, дающей возможность понять, чем отличаются настроения потенциальных зрителей пхенчханских Игр от тех, что были накануне Сочи. Вопрос: «Собираетесь ли вы следить за ходом предстоящих зимних Олимпийских игр в Пхенчхане или нет?» Вот и ответы. «Да, буду регулярно смотреть трансляции соревнований по всем видам спорта»: 20% (в 2014 году — 26%). «Да, но буду смотреть только те трансляции соревнований, в которых у российских спортсменов, выступающих под олимпийским флагом, есть шансы завоевать призовые места»: 17% (в 2014-м — 10%). Как мы видим, мысль о том, что народ жаждет реванша, находит прямое подтверждение.
Что касается наших ожиданий. Респондентам предложили назвать те виды спорта, где у российских спортсменов есть шанс получить медали. Первая тройка выглядит так. Фигурное катание: 2014 год — 51%, 2018-й — 42%. Биатлон: 34 и 26% соответственно. Хоккей: 28 и 24%. То есть градус шапкозакидательского настроения по сравнению с сочинским изрядно понизился.
Но в целом можно констатировать следующий факт. Если оценивать результат нынешних Игр по масштабу интереса к ним публики, то провальными их точно не назовешь. Но одного этого для чувства глубокого удовлетворения, конечно, недостаточно.