Главная Культура Афиша 00:07 10 Февраля 2023 8244
Народные артистки на дороге не валяются

На платформе KION стартовал сериал «Раневская», рассказывающий о малоизвестных страницах жизни знаменитой актрисы

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Ф. Раневская (слева) Фото: © Vyacheslav Panov, globallookpress.com, М.Цигаль-Полищук в сериале «Раневская» Фото:kinopoisk.ru

Она состояла из острых углов и парадоксов. Фаину Раневскую называли великой актрисой и мастером эпизода, королевой скандала и философом с сигаретой в зубах. Она была любимицей миллионов и при этом прожила жизнь в одиночестве. Ее домом, семьей стал театр, который актриса боготворила и которому отдала свою жизнь без остатка. К кино относилась с иронией. Отказывалась от неинтересных ролей: «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность. Деньги проем, а стыд останется».

В молодости, еще до революции, она мечтала играть на сцене МХТ у самого Станиславского, но начинать пришлось с провинциальных театров: Керчь, Феодосия, Баку, Смоленск, Сталинград, Архангельск... И только в 1931 году случилась Москва, куда она вернулась во всеоружии нажитого опыта и уникального природного дарования. Но и в столице со своим острым языком и трудным характером она меняла сцены, пока не осела в Театре Моссовета, где проработала свои последние четверть века.

Больших работ у нее было мало, о чем как-то изящно пошутил писатель-юморист Эмиль Кроткий: «Имя ее не сходило с афиш, где она неизменно фигурировала в числе «и др.». Но даже самые маленькие роли Раневская наделяла своей харизмой, и они врезались в память зрителей. А уж знаковые роли в фильмах «Пышка», «Подкидыш», «Мечта», «Свадьба», «Весна», «Золушка» сделали ее всенародным достоянием, к чему она, впрочем, относилась с юмором. Когда однажды, поскользнувшись, упала на улице, обратилась к прохожим со словами: «Поднимите меня, народные артистки на дороге не валяются».

В числе поклонников ее таланта был лучший друг театралов товарищ Сталин, который как-то заметил: «Вот Жаров в разном гриме и разных ролях — везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная». И увековечил это ее качество тремя Сталинскими премиями. Хрущев присвоил Раневской звание народной артистки СССР. А Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, повторил ее знаменитую репризу: «Муля, не нервируй меня!». Раневская среагировала молниеносно: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы», — чем смутила генсека.

Приступая к съемкам телесериала, авторы признавались, что на стадии сценария столь яркий, колоритный, противоречивый персонаж у них долго не вытанцовывался: трудно свести в единое целое множество взаимоисключающих фактов и характеристик. В итоге решили писать в свободном формате, где неоспоримые свидетельства соседствуют с изрядной долей вымысла. Но в целом, конечно, придерживались канвы ее бурной биографии.

Первые две серии, которые мне пока довелось посмотреть, — это зачин истории. Юная Фаина Фельдман, «свихнувшаяся на театре», в 1915 году бежит из богатого отцовского дома в Таганроге в Москву в надежде стать великой актрисой. «Нескладная, уродливая заика» (безжалостная оценка отца), она снимает в столице комнатушку, постепенно распродает наряды и упорно ходит на прослушивания, пытаясь попасть в столичную труппу. Не получается: уж слишком неканоническая внешность у провинциальной барышни, больше похожей на гренадера.

Она уже собирается покаянно вернуться домой, но тут знаменитая балерина Большого театра Екатерина Гельцер, в чьей свите случайно оказалась Фаина, показывает ее знакомым антрепренерам. Один из них формулирует общее мнение: «Очень интересное явление. Никакого профессионализма, куча комплексов, но глаз не оторвать. Искренняя до обморока». В итоге Гельцер («в России все решают связи») пристраивает ее в провинциальную труппу, выступающую в Керчи. Оклад всего 35 рублей в месяц, но молодая актриса, еще не взявшая себе в честь любимой чеховской героини псевдоним Раневская, необычайно рада и этому: лиха беда начало:

Что можно сказать про это начало сериала, который снял опытный режиссер театра и кино Дмитрий Петрунь? Не думаю, что на «Раневской» обрыдаются кинокритики, хотя раза два и у меня, тертого калача, слеза набегала. Все-таки сериал адресован не столько знатокам театра и кино и уж точно не въедливым биографам актрисы, а широкой зрительской аудитории. Он вполне вписывается в сформировавшийся на нашем телевидении сериальный канон беллетризованной биографии знаменитостей. Если что-то и отличает его от схожих телесаг, так это на редкость крепкий сценарий, хорошо прописанные характеры, яркие диалоги, тщательно воссозданный исторический фон и отличные актерские работы.

Причем необыкновенно хороша не только исполнительница главной роли Мариэттта Цигаль-Полищук, сросшаяся с героиней всей своей статью, плотью, кожей, хриплым голосом, неуклюжими повадками. Убедителен и Семен Стругачев в образе властного, гневливого отца Фаины и ее кроткая мать (Ольга Цинк), воздушная, нежная сестра Изабелла (Мириам Сехон) и дышащая духами и туманами Екатерина Гельцер (Эмилия Спивак), хозяйка меблированных комнат (Татьяна Мишина), да и все остальные.

В первых сериях уже появились корифеи русского театра Леопольд Сулержицкий, Федор Корш, Ольга Садовская, мелькнул обожаемый Фаиной актер Василий Качалов в исполнении Александра Домогарова. Дальше в качестве персонажей обещаны Любовь Орлова, Анна Ахматова, Сергей Эйзенштейн, Александр Вертинский, Вера Марецкая, Александр Таиров, Алиса Коонен, Михаил Ромм, Юрий Завадский, Ростислав Плятт...

Фаина Раневская проживет на наших глазах всю свою длинную жизнь (умерла в 1984 году в 87 лет). И, как предсказывал ее отец, встретит старость одна. Но теперь уже не одна, а вместе с нами, миллионами зрителей. После платформы KION сериал будет показан по Первому каналу.

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были вместе. Встретившись на съемочной площадке, они трепетно сыграли влюбленную пару. Фото из открытых источников

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же...

Афиша 00:05 / 16 Февраля 2024 4689
«Бесы» попутали

По следам одного политического убийства: чем роман Достоевского так бесил партократов и демократов?

Ирина Смирнова
Труд
Федор Михайлович Достоевский. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

9 февраля, в день памяти Ф.М. Достоевского (143-я годовщина со дня смерти), я пришла в последнюю квартиру, которую Федор Михайлович снимал в Санкт-Петербурге по Кузнечному переулку, 5/2 и где ныне располагается...

Афиша 23:01 / 31 Января 2024 2921
Дело в котелке

Выставка костюмов «Мастера и Маргариты» раскрывает подтекст нового фильма

Дарья Ефремова
Труд
Костюмы в фильме выполнены виртуозно и стилистически точно. Фото предоставлено устроителями выставки

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка «Вы судите по костюму?», на которой представлены наряды главных персонажей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Почему автор неизданного романа...

Выставка «Электрожурнал» – хороший повод вспомнить прошлое страны и подумать о ее будущем

Сергей Бирюков
Труд
Когда-то похожие агитационные будки стояли на улицах советских городов. Фото автора

Знаете ли вы, что знаменитой Политехнической библиотеке — ровно 160 лет? Что будучи всего на два года младше Румянцевской, ныне Российской государственной, она на 8 лет старше самого Политехнического музея,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?