А сегодня речь идет о новой мощной ракетной ступени, которая значительно расширит возможности космонавтики. Разгонный блок позволяет, в частности, выводить больше полезного груза в космос и совершать сложные маневры на орбите. Первые летные испытания ракетно-космического комплекса "Союз - Фрегат", проведенные 9 февраля, подтвердили правильность основных конструкторских решений. К разгонному блоку, который стал как бы четвертой ступенью трехступенчатой ракеты "Союз", был пристыкован спутник-"демонстратор". За восемь с половиной часов оба аппарата совершили пять витков вокруг Земли. Приземление их происходило раздельно с использованием принципиально новой технологии спуска.
О подробностях первого запуска "Фрегата" и возможностях новой техники мы беседовали вчера с заместителем Главного конструктора Научно-производственного объединения Владимиром Огневым. Одна из отличительных особенностей нового разгонного блока, подчеркнул он, в его универсальности. Блок можно устанавливать на различных ракетах среднего и тяжелого класса - "Союзах", "Протонах", "Зенитах", "Молниях"... При этом выводимая на орбиту масса будет значительно больше.
Важно подчеркнуть, что, экономя немалые средства, "Фрегат" позволит осваивать новые орбиты, к примеру, солнечно-синхронные. Чем интересны такие траектории полета? Обычно космический корабль 45 минут летит на солнечной стороне, затем входит в тень Земли и столько же времени продолжает движение во тьме. Непрерывная смена дня и ночи продолжается виток за витком. А вот солнечно-синхронная орбита позволяет находиться над освещенной поверхностью Земли достаточно длительное время. В полосу наблюдений при этом попадают различные участки земной поверхности, но все они обязательно будут освещены Солнцем.
С помощью "Фрегата" можно будет также отправлять космические аппараты с существенно меньшими затратами на высокоэллиптические орбиты (когда спутник в апогее удаляется от Земли на 800, 1000 и более километров), а также на геостационарные.
Помимо всего прочего, "Фрегат" может совершать сложные маневры в космическом пространстве. Во время проведенных в минувшую среду летных испытаний он вместе со спутником-демонстратором вышел вначале на переходную орбиту, потом поднялся на более удаленную от Земли круговую, затем вновь опустился и на заключительной стадии перешел на четвертую орбиту - то есть на траекторию входа в атмосферу.
Дополнительной задачей полета являлось возвращение полезной нагрузки на Землю с низких орбит. При этом была использована принципиально новая технология спуска, основанная на применении надувного тормозного устройства (НТУ). Это - уникальная разработка конструкторов научно-производственного объединения. Представьте себе огромный, 14-метровый "зонтик", но не куполообразной, а конусной формы. Вместо мягкой ткани в НТУ после наддува, под давлением, получается очень жесткий материал - как стена. "Зонтик" раскрывается, а точнее, надувается при входе "Фрегата" в атмосферу. Чтобы расправить этот жесткий конус, из специально предназначенных баллонов выпускаются мощные струи воздуха. В среду два "зонтика" летели вниз как бы в перевернутом виде, то есть выпуклой стороной к Земле. Внутри одного из них находился разгонный блок, внутри другого - макет спутника. Конусообразные экраны, во-первых, предохраняли их от перегрева, во-вторых, выполняли роль парашюта (тормозя движение в атмосфере) и, в-третьих, смягчали удар о землю.
Разгонный блок и спутник-демонстратор вошли в земную атмосферу с расчетной скоростью. И хотя после посадки в районе Южного Урала не сработала система, позволяющая засечь, зафиксировать место приземления (это, конечно, затруднило поиски "Фрегата" и макета спутника в условиях очень плохой погоды), все же основные задачи программы испытаний были выполнены. Владимир Огнев заметил, что разгонный блок не предназначен, как сообщили некоторые средства массовой информации, для многоразового использования. Он возвращен на Землю только для детальных послеполетных исследований.
Предполагается провести еще один испытательный пуск "Фрегата". Затем новый разгонный блок будет принят для постоянной эксплуатации. В частности, он будет использован при реализации весьма важного научного проекта Европейского космического агентства (ЕКА) - "Кластер-2", а также при запусках космических аппаратов в рамках других программ.
Заместитель руководителя Российского авиационно-космического агентства Георгий Полищук сказал мне, что "создание "Фрегата" будет означать новый шаг в развитии космической отрасли. Разгонный блок окажется очень полезным при осуществлении федеральных и международных космических программ... "