Главная Культура 00:01 11 Августа 2017 3802
К чьему берегу причалит «Золотая ладья»?

На Выборгском фестивале определились претенденты на главные награды

Леонид Павлючик, обозреватель "Труда"

Близится к финалу фестиваль «Окно в Европу». Такое ощущение, что в Выборг переместилась нынче кинематографическая столица России. В этот древний город, в исторических декорациях которого было снято порядка сотни фильмов, прибыла едва ли не вся элита нашего кино: от Карена Шахназарова, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Вадима Абдрашитова — до молодой кинематографической поросли.

На церемонию открытия юбилейного феста, который нынче проходит в 25-й раз, сочли за честь приехать лауреаты «Окна в Европу» прошлых лет: Сергей Урсуляк и Александр Велединский, Андрей Смирнов и Лариса Садилова, Сергей Снежкин и Андрей Хржановский, чьи фильмы стали достоянием нового российского кино. Президент фестиваля Армен Медведев вспомнил тех, кто стоял у истоков смотра, кто отдал ему свою энергию и любовь. Это Савва Кулиш, Микаэл Таривердиев, Станислав Ростоцкий, ушедшие, увы, из жизни. И это здравствующий ныне классик Марлен Хуциев, который в эти дни завершает свой многострадальный фильм «Невечерняя», повествующий о встречах Толстого и Чехова. Даст Бог, эта картина, над которой перешагнувший 90-летний рубеж мастер работает уже порядка 10 лет, будет показана на следующем фестивале.

Ну, а нынешний смотр открылся документальным фильмом Гарика Сукачева «То, что во мне». Знаменитый музыкант, который неровно дышит к десятой музе (ранее он снял фильмы «Кризис среднего возраста», «Праздник», «Дом солнца»), в этот раз сел на мотоцикл и отправился в путешествие по Алтаю. По пути встретил самых разных людей: строителей Чуйского тракта, шаманов, археологов, травников, экскурсоводов, оленеводов, продавцов лежалым товаром, священников, наконец, таких же вольных байкеров, как он сам... Сукачев использовал в своем фильме сколь банальный, столь и беспроигрышный сюжетный ход. К нему в разное время прибегали и битник Джек Керуак, написавший книгу «В дороге», и нобелевский лауреат Стейнбек, отправившийся на автофургоне в путешествие по Америке. Ясное дело: Сукачев не Керуак и не Стейнбек. Видно, что снятые им эпизоды подчас носят постановочный характер, да и монтаж фильма мог быть более мускулистым. Но персонажи, встреченные автором в ходе этого путешествия, как минимум колоритны, пейзажи Алтая — восхитительны, а Сукачеву так нравится и сверкающий боками «Харлей», и ощущение стремительной дороги, и невероятные красоты Алтая, и он сам себе, что заразительность его восторга от этого мотопробега в какой-то момент передается и зрителям. Правда, смотреть этот клуб кинопутешественников на фестивале, да еще в конкурсе игрового кино, было немного странно. Но если раздробить это двухчасовое роуд-муви и показать фильм, скажем, в три приема по Первому каналу, для которого, как признался Гарик Сукачев, и снимался фильм, то на диване, под травяной чай с сушками, он, думаю, пойдет на «ура».

Гарик Сукачев на премьере своего нового фильма.

Впрочем, своя логика у организаторов киносмотра, решивших открыться картиной Сукачева, как выяснилось позже, все-таки была. Его фильм ненавязчиво задал фестивалю сквозной мотив дороги, который «аукался» во многих картинах, оказавшихся, так уж случилось, самыми интересными в программе «Окна в Европу».

...Бежит на ночной вокзал и отправляется на товарняке в сырое, туманное никуда мальчик-сирота, травмированный жизнью в детдоме, преданный старшим братом, недолюбленный стареющей теткой (фильм «Ничей» Евгения Татарова).

...Приезд на тихую, затерянную в лесах уединенную дачу оборачивается для молодой четы взрывом давно накопившегося раздражения, попыткой переменить участь с помощью новых влюбленностей («Ложь или действие» Алексея Камынина).

...Расстреляв из охотничьего ружья обидчиков, демобилизовавшийся из Чечни десантник вместе со своей возлюбленной уезжает на мотоцикле из проклятых 90-х прямиком в наступающий 2000-й год, а с ним и в XXI век («Нашла коса на камень» Анны Крайс).

...Из тесноты убогих городских кварталов в пространство высоких гор и чистых водопадов на исходе лихих девяностых вырывается семья, пережившая в Нальчике ужас межнациональной розни («Теснота» Кантемира Балагова).

В этих и других фильмах путешествие, дорога воспринимаются как символ обновления, как возможность переменить если не суровые обстоятельства внешней жизни, то хотя бы личную судьбу.

В основном конкурсе наиболее емко этот мотив прозвучал в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который поставил дебютант Александр Хант. Это гротескное роуд-муви о двух отморозках — отце и сыне, встретившихся на исходе жизни одного и на пороге новой жизни другого. Выросший в детдоме сын всю жизнь ненавидел отца, бросившего семью и пошедшего по кривой дорожке. И вот злодейка-судьба уготовила отпрыску везти парализованного отца, а по сути, чужого человека в инвалидный дом под Воронежем.

Несколько суток их будет мотать по проселочным дорогам. После случившейся на дороге аварии отец, находившийся доселе в состоянии «овоща», обретет вдруг дар речи, его слова и действия станут осмысленными. Дальнейшая поездка обернется постепенным узнаванием отца и сына, их вглядыванием друг в друга, превращением из духовных инвалидов — в людей. Изобретательный сюжетный ход, ироничный стиль, остроумные диалоги, блистательные актерские работы Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова — вот слагаемые успеха этого смешного, горького и человечного фильма, который уже получил главный приз в конкурсе восточно-европейского кино в Карловых Варах. Думаю, он не останется без наград и в Выборге.

А в конкурсе «Выборгский счет», который оценивают кинематографисты вместе со зрителями, для меня на сегодняшний день безусловным лидером является «Аритмия» в постановке Бориса Хлебникова. Я поставил ей 10 баллов из 10 возможных. Это тоже своеобразное роуд-муви — только карета скорой помощи, в которой происходит едва ли не половина действия, петляет по забитым машинами улицам большого города.

Главный герой «Аритмии» — врач скорой помощи Олег, который день за днем спасет чужие жизни. Лишенный карьерных амбиций, слабовольный человек, выпивающий не только по праздникам, но и в будни, он находится в состоянии развода с женой и без конца получает нагоняи от начальника-формалиста. Такая вот жизненная полоса, такая аритмия. Но у постели больных инертный Олег буквально превращается в наместника Бога на земле. Его врачебная интуиция, а, главное, какая-то нутряная, не скудеющая любовь к людям, в том числе к увечным, сирым, убогим, помогает ему оставаться отзывчивым к чужой беде и переживать ее как свою собственную боль.

Впитавшая в себя опыт русской психологической прозы (первым делом вспоминаются «врачебные» повести Чехова и Булгакова), социальную энергию фильмов Андрея Звягинцева, уроки румынской «новой волны» с ее дотошным следованием бытовой правде, «Аритмия» без прикрас, но и без намеренного сгущения мрака показывает кровавую, потную, гнойную изнанку самой гуманной профессии на земле. Это не только безукоризненно точный «рентгеновский снимок» нашей «оптимизированной» медицины, не только исполненный акварельной нежности портрет ее бескорыстных служителей — врачей скорой помощи, травматологов, хирургов, ежедневно вытаскивающих людей с того света. Это еще и потрясающая история прекрасной, мучительной и, как мне кажется, обреченной любви в блистательном исполнении Александра Яценко и Ирины Горбачевой.

Ничего лучшего в нашем кино за последние годы я не видел. Надеюсь, что к Главному призу, который картина получила на сочинском «Кинотавре», «Аритмия» прибавит еще и выборгскую «Золотую ладью».

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6312
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?