Главная Культура 00:01 11 Августа 2017 3959
К чьему берегу причалит «Золотая ладья»?

На Выборгском фестивале определились претенденты на главные награды

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Близится к финалу фестиваль «Окно в Европу». Такое ощущение, что в Выборг переместилась нынче кинематографическая столица России. В этот древний город, в исторических декорациях которого было снято порядка сотни фильмов, прибыла едва ли не вся элита нашего кино: от Карена Шахназарова, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Вадима Абдрашитова — до молодой кинематографической поросли.

На церемонию открытия юбилейного феста, который нынче проходит в 25-й раз, сочли за честь приехать лауреаты «Окна в Европу» прошлых лет: Сергей Урсуляк и Александр Велединский, Андрей Смирнов и Лариса Садилова, Сергей Снежкин и Андрей Хржановский, чьи фильмы стали достоянием нового российского кино. Президент фестиваля Армен Медведев вспомнил тех, кто стоял у истоков смотра, кто отдал ему свою энергию и любовь. Это Савва Кулиш, Микаэл Таривердиев, Станислав Ростоцкий, ушедшие, увы, из жизни. И это здравствующий ныне классик Марлен Хуциев, который в эти дни завершает свой многострадальный фильм «Невечерняя», повествующий о встречах Толстого и Чехова. Даст Бог, эта картина, над которой перешагнувший 90-летний рубеж мастер работает уже порядка 10 лет, будет показана на следующем фестивале.

Ну, а нынешний смотр открылся документальным фильмом Гарика Сукачева «То, что во мне». Знаменитый музыкант, который неровно дышит к десятой музе (ранее он снял фильмы «Кризис среднего возраста», «Праздник», «Дом солнца»), в этот раз сел на мотоцикл и отправился в путешествие по Алтаю. По пути встретил самых разных людей: строителей Чуйского тракта, шаманов, археологов, травников, экскурсоводов, оленеводов, продавцов лежалым товаром, священников, наконец, таких же вольных байкеров, как он сам... Сукачев использовал в своем фильме сколь банальный, столь и беспроигрышный сюжетный ход. К нему в разное время прибегали и битник Джек Керуак, написавший книгу «В дороге», и нобелевский лауреат Стейнбек, отправившийся на автофургоне в путешествие по Америке. Ясное дело: Сукачев не Керуак и не Стейнбек. Видно, что снятые им эпизоды подчас носят постановочный характер, да и монтаж фильма мог быть более мускулистым. Но персонажи, встреченные автором в ходе этого путешествия, как минимум колоритны, пейзажи Алтая — восхитительны, а Сукачеву так нравится и сверкающий боками «Харлей», и ощущение стремительной дороги, и невероятные красоты Алтая, и он сам себе, что заразительность его восторга от этого мотопробега в какой-то момент передается и зрителям. Правда, смотреть этот клуб кинопутешественников на фестивале, да еще в конкурсе игрового кино, было немного странно. Но если раздробить это двухчасовое роуд-муви и показать фильм, скажем, в три приема по Первому каналу, для которого, как признался Гарик Сукачев, и снимался фильм, то на диване, под травяной чай с сушками, он, думаю, пойдет на «ура».

Гарик Сукачев на премьере своего нового фильма.

Впрочем, своя логика у организаторов киносмотра, решивших открыться картиной Сукачева, как выяснилось позже, все-таки была. Его фильм ненавязчиво задал фестивалю сквозной мотив дороги, который «аукался» во многих картинах, оказавшихся, так уж случилось, самыми интересными в программе «Окна в Европу».

...Бежит на ночной вокзал и отправляется на товарняке в сырое, туманное никуда мальчик-сирота, травмированный жизнью в детдоме, преданный старшим братом, недолюбленный стареющей теткой (фильм «Ничей» Евгения Татарова).

...Приезд на тихую, затерянную в лесах уединенную дачу оборачивается для молодой четы взрывом давно накопившегося раздражения, попыткой переменить участь с помощью новых влюбленностей («Ложь или действие» Алексея Камынина).

...Расстреляв из охотничьего ружья обидчиков, демобилизовавшийся из Чечни десантник вместе со своей возлюбленной уезжает на мотоцикле из проклятых 90-х прямиком в наступающий 2000-й год, а с ним и в XXI век («Нашла коса на камень» Анны Крайс).

...Из тесноты убогих городских кварталов в пространство высоких гор и чистых водопадов на исходе лихих девяностых вырывается семья, пережившая в Нальчике ужас межнациональной розни («Теснота» Кантемира Балагова).

В этих и других фильмах путешествие, дорога воспринимаются как символ обновления, как возможность переменить если не суровые обстоятельства внешней жизни, то хотя бы личную судьбу.

В основном конкурсе наиболее емко этот мотив прозвучал в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который поставил дебютант Александр Хант. Это гротескное роуд-муви о двух отморозках — отце и сыне, встретившихся на исходе жизни одного и на пороге новой жизни другого. Выросший в детдоме сын всю жизнь ненавидел отца, бросившего семью и пошедшего по кривой дорожке. И вот злодейка-судьба уготовила отпрыску везти парализованного отца, а по сути, чужого человека в инвалидный дом под Воронежем.

Несколько суток их будет мотать по проселочным дорогам. После случившейся на дороге аварии отец, находившийся доселе в состоянии «овоща», обретет вдруг дар речи, его слова и действия станут осмысленными. Дальнейшая поездка обернется постепенным узнаванием отца и сына, их вглядыванием друг в друга, превращением из духовных инвалидов — в людей. Изобретательный сюжетный ход, ироничный стиль, остроумные диалоги, блистательные актерские работы Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова — вот слагаемые успеха этого смешного, горького и человечного фильма, который уже получил главный приз в конкурсе восточно-европейского кино в Карловых Варах. Думаю, он не останется без наград и в Выборге.

А в конкурсе «Выборгский счет», который оценивают кинематографисты вместе со зрителями, для меня на сегодняшний день безусловным лидером является «Аритмия» в постановке Бориса Хлебникова. Я поставил ей 10 баллов из 10 возможных. Это тоже своеобразное роуд-муви — только карета скорой помощи, в которой происходит едва ли не половина действия, петляет по забитым машинами улицам большого города.

Главный герой «Аритмии» — врач скорой помощи Олег, который день за днем спасет чужие жизни. Лишенный карьерных амбиций, слабовольный человек, выпивающий не только по праздникам, но и в будни, он находится в состоянии развода с женой и без конца получает нагоняи от начальника-формалиста. Такая вот жизненная полоса, такая аритмия. Но у постели больных инертный Олег буквально превращается в наместника Бога на земле. Его врачебная интуиция, а, главное, какая-то нутряная, не скудеющая любовь к людям, в том числе к увечным, сирым, убогим, помогает ему оставаться отзывчивым к чужой беде и переживать ее как свою собственную боль.

Впитавшая в себя опыт русской психологической прозы (первым делом вспоминаются «врачебные» повести Чехова и Булгакова), социальную энергию фильмов Андрея Звягинцева, уроки румынской «новой волны» с ее дотошным следованием бытовой правде, «Аритмия» без прикрас, но и без намеренного сгущения мрака показывает кровавую, потную, гнойную изнанку самой гуманной профессии на земле. Это не только безукоризненно точный «рентгеновский снимок» нашей «оптимизированной» медицины, не только исполненный акварельной нежности портрет ее бескорыстных служителей — врачей скорой помощи, травматологов, хирургов, ежедневно вытаскивающих людей с того света. Это еще и потрясающая история прекрасной, мучительной и, как мне кажется, обреченной любви в блистательном исполнении Александра Яценко и Ирины Горбачевой.

Ничего лучшего в нашем кино за последние годы я не видел. Надеюсь, что к Главному призу, который картина получила на сочинском «Кинотавре», «Аритмия» прибавит еще и выборгскую «Золотую ладью».

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3326
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3222
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?