Во Владивостоке прошел юбилейный, Пятый международный фестиваль V-ROX, основателем и бессменным куратором которого является лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Три дня праздника и без малого три десятка выступивших групп подтвердили: азиатский рок — реальность, и Россия активно участвует в его становлении.
Как положено на юбилей, V-ROX подвел итоги первых пяти лет своего существования. На открытой эстраде, смонтированной в парке на Набережной Спортивной Гавани, в промежутках между живыми выступлениями демонстрировались ролики об участниках прошлых фестов — командах не только из азиатско-тихоокеанского региона, но и из США, Великобритании... Это — принцип V-ROX: не ставить ни географических, ни стилевых барьеров. И все же главное содержание смотра — конечно музыка Азии и ее «окружения», вплоть до Австралии и Океании.
Какие они разные — участники V-ROX-2017! И это разнообразие отражает пестроту палитры жизни в громадном мировом регионе. Вот команда Rattle&Hum из относительно вестернизированного индийского штата Нагаленд. Здесь — анклав христианства в индуистско-мусульманском окружении, и песенная продукция Болливуда, популярная во всей остальной Индии, тут не пользуется особым спросом. Уже само название группы, отсылающее к одному из альбомов U2, говорит о ее стилевых ориентирах.
А рядом — совершенно чумовые хип-хоперы Ahnellysиз Токио, выступающие принципиально в национальном ключе и поющие по-японски. Точнее, поющий — в группе всего-то двое: солист (он же гитарист и исполнитель на маленькой трубе — корнете) и его жена, миниатюрная «фарфоровая куколка», но как она зажигает на барабанах, под стать пулеметным речевкам и апокалиптическим трубным кличам своего супруга!
Дуэт Uhnellys из Токио довел зал до экстаза японским хип-хопом
Исключительно высоко и публикой, и музыкантами (я говорил с различными командами и с самим Лагутенко) была оценена группа Ludistelo из Южной Кореи, играющая психоделический («космический», как сказал Илья) рок. В ее медитативной манере мне тоже послышались национальные мотивы.
Обаятельный певец-гитарист из Новой Зеландии Грэм Кэнди своим пронзительным дискантом и нервным драйвом временами напоминал Майкла Джексона (и даже признался мне, что, как и у Майкла, его любимейшее произведение — «Щелкунчик» Чайковского), но мелодика его скорее ближе к нашим бардам.
Грэм Кэнди - это новозеландский Майкл Джексон с мелодикой русских бардов
А вот большой коллектив с Окинавы WaRubbers избрал совсем неожиданный вариант включения в мировой контекст: эти веселые японские ребята и девчата явно ориентируются на балканско-цыганскую модель, исполняя лихие частушки под пестрый аккомпанемент, где есть и национальная разновидность контрабаса, и вполне интернациональная гармошка. А некоторые их песни до ужаса напоминают какой-нибудь газмановский «Эскадрон моих мыслей шальных». В заключительный вечер, проходя мимо их шатра, я услышал... «Варшавянку», распетую на скороговорку вроде «бари-бари-чатка» (прошу простить мне недостаточное знание японского языка). Говорят, революционную мелодию им напел кто-то из волонтеров...
На этом фоне не потерялись и наши команды, в том числе владивостокские. «Мумий Тролль», оказывается, неслучайно возник в здешнем культурном климате, способствующем произрастанию ярких музыкальных цветов! Хит «Море внутри» группы «Марлины» пела вся набережная, и красивая мелодия того стоит. А группе Starcardigan неспроста доверили закрывать весь фестиваль. Мелодический дар, лиричные тексты (пришедшиеся кстати после жестко-депрессивных причитаний московского рэпера Хаски), обаяние фронтмена Ивана Сосновцева, чем-то напомнившего молодого Олега Скрипку, показали, что команда вполне может выступать не только на краевых площадках. Не зря после прошлогоднего смотра ее позвали в Китай, Монголию, Корею и даже Великобританию...
Лидер владивостокской группы Starcardigan Иван Сосновцев и пел, и колдовал за синтезатором
«Нам гораздо проще логистически выступить в Пекине, Сеуле или Токио, чем в Москве или Петербурге, — говорит «Труду» Иван. — Прорыв, совершенный Ильей Лагутенко, в том, что он приглашает на наш фестиваль менеджеров из зарубежных стран, и они устраивают гастроли российских артистов. К сожалению, родная краевая и городская власть, охотно используя группу в местных мероприятиях вроде Дня города или празднования Первого мая, никак не поддерживает наше продвижение за пределы региона. Хотя этим занимаются, например, посольства многих государств, при поддержке которых музыканты их стран приезжают, в частности, на V-ROX...»
Илья Лагутенко оказался не только организатором, но и неравнодушным зрителем фестиваля
Замечу, впрочем, что и за рубежом жизнь многих рок-музыкантов не сахар. Большинство из них, как стало понятно из личного общения, формально вообще следует считать любителями, поскольку зарабатывают деньги они на других работах. Как сказали мне те же Rattle&Hum, «у нас только двое — профессиональные музыканты, они ездят на концерты, присоединяясь к разным коллективам, а четверо — бизнесмены, чиновники, для них музыка — просто любимое занятие». И это — типичный случай. Среди наших я таких многостаночников почему-то не встретил. Они все сразу хотят быть профессионалами со статусом. Хотя может быть, в чем-то им стоило бы поучиться искусству выживания у своих менее претенциозных зарубежных собратьев... Ну так фестиваль и предоставляет такую возможность, в общении и обмене жизненным опытом — один из важнейших его смыслов!
В любом случае, думаю, полезно устроить что-то вроде «эха V-ROX» в российских столицах. Поверьте, едва ли не половина участников дальневосточного смотра в состоянии «пробить» самый крупный столичный зал. Уже был хороший опыт с Грэмом Кэнди, которого «Мумий Тролль» звал в свои программы. Отчего не развить его с теми же Ludistelo, Ahnellys, или китайской командой Big Wave, сингапурской соул-дивой Vandetta... И конечно с нашими («нашенскими», как говорил сто лет назад вождь революции) рокерами из музыкального города Владивостока.