В мае жителей и гостей столицы ждут очередные уличные нововведения. Теперь, помимо платных парковок и QR-кодов на зданиях, в городе появятся автоматы по вызову такси.
Как сообщают в городском департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфрастуктуры, где именно появятся терминалы, — пока неясно. Но первая двадцатка точно расположится в центре города, с которого всегда и начинают. Изначально автоматы будут работать в режиме тестирования, чтобы понять, живуча ли система и где необходимо располагать точки, а к августу к системе допустят операторов.
Идея не нова: такие таксоматы существуют не только в крупных зарубежных городах, но и в России. Так, например, в аэропорту Екатеринбурга прямо в зале прилета установлена колонна с кнопкой вызова такси. Очевидно, рассчитано это на самых нетерпеливых: пассажир еще и багажа не дождался, а машина уже готова. И в данном случае таксомат хоть как-то контролируется: все-таки аудитория зала прилета в большинстве своем приличная и без нужды такси вызывать не будет.
А что произойдет, если этот автомат будет стоять на улице: например, около остановки общественного транспорта? Просторов для действий хулиганов и так достаточно, и это может стать дополнительным раздражителем. Как в таком случае бороться с ложными вызовами, неясно даже водителям таксопарков.
«Я подключен к одной из систем в Москве, заказы поступают регулярно, хоть и бывают простои. И если моя система подключится к этим столбикам — я вряд ли буду ездить на такие заказы, даже если в это время буду стоять. Иногда клиенты отменяют заказ, уже когда я на полпути к ним, а тут что будет твориться? Нужно, чтоб придумали систему контроля, но я себе слабо это представляю», — делится в разговоре с «Трудом» водитель московского такси Владимир Т.
Остается еще один принципиальный момент: кому необходим подобный сервис? По последним данным ВЦИОМа, мобильные телефоны есть у 92% россиян. Доля продаж смартфонов, по данным аналитического отчета МТС за первое полугодие 2013 года, составляет 42% от общего числа продаж сотовых аппаратов. И у этих самых 42% есть масса возможностей вызвать такси, скачав одно из сотни специальных приложений.
Продвинутые москвичи вызывают такси именно так, просто нажав на иконку приложения, которое даже местоположение пассажира само определяет. Причем в Москве есть из чего выбрать: «Яндекс-такси», «Сити-Мобил», GetTaxi. В зависимости от выбора ты можешь видеть, где находится твоя машина, кто за рулем (с фото и ФИО), каков его рейтинг, составленный с помощью других пассажиров, и через сколько минут он будет на месте.
Другое дело — туристы и командировочные, которые в роуминге вряд ли будут пользоваться мобильным интернетом или даже вызывать такси с помощью оператора по телефону. И в данном случае то утраченное из-за «бомбил» лицо московского такси может не только вернуться, но и посоревноваться с европейским.
«Сейчас как раз собираюсь приехать в Россию во второй раз. Я не говорю по-русски, моя русская подруга приезжает со мной, и связь в роуминге для нее очень дорогая, поэтому такси нам вызывают местные друзья, которые в этот момент сами могут быть где угодно. Если такие автоматы смогут «говорить» со мной на английском — я буду счастлив, что не придется больше никого дергать», — поделился в разговоре с «Трудом» швейцарец Лукас.