Руководство российской Госавтоинспекции решило бороться с дорожным хамством и агрессивным вождением новыми мерами. Со следующего года на дорогах страны должны появиться патрули ГИБДД, работающие «под прикрытием»: сами инспекторы будут одеты в штатское, а автомобили не будут снабжаться никакими опознавательными знаками. Об этом в четверг, 12 ноября рассказал заместитель главы Министерства внутренних дел РФ Виктор Кирьянов.
«Я думаю, что с того года мы введем стандарты для таких автомобилей и будем уже готовиться к этим мероприятиям, - сообщил высокопоставленный полицейский. – Думаем, что должно получиться. Мы сами видим, что уже назрела такая необходимость», - добавил Кирьянов.
«Видит полицейскую машину – и становится нормальным»
Практика секретных патрулей, по словам замглавы МВД, уже давно и успешно используется в европейских странах и в Соединенных Штатах. Правоохранители не сомневаются, что она будет эффективна и в российских условиях. Не секрет, что обычным патрульным машинам далеко не всегда удается выявить нарушителей, колесящих по обочине и тротуару.
«Хамство, агрессивное вождение надо выявлять, но делать это очень сложно, - рассказал Кирьянов. – Когда водитель видит полицейскую машину, он становится нормальным. Хотя теперь уже и при виде полицейской машины начинают грубо нарушать правила дорожного движения», - посетовал замминистра.
Ранее СМИ сообщали о внесении в Госдуму законопроекта, устанавливающего понятие «агрессивный водитель» и предлагающего систему наказаний для данной категории автомобилистов. Водителей, которые «умышленно создают опасность для движения и условия для причинения вреда участникам движения», депутаты предложили карать штрафами от 2,5 до 5 тысяч рублей.
Введение в ближайшее время комплекса мер по борьбе с агрессивным вождением на дорогах отдельно взятого города – Москвы – проанонсировал накануне и заместитель мэра столицы по транспортным вопросам Максим Ликсутов. По его словам, на трассах, где случаи «опасного вождения» фиксируются чаще всего, будут установлены камеры фото- и видеонаблюдения, с помощью которых будут выявляться случаи превышения скорости и частых перестроений машин из ряда в ряд; а «секретные патрули» будут ездить в автомобильном потоке.
Коррупция в форме и без
Инициативы МВД и московской мэрии уже прокомментировали некоторые депутаты, аналитики и представители общественных организаций. Так, координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов поддержал идею новшества.
«Давно подмечено, что многие водители стараются не нарушать ПДД, если рядом с ними в потоке едет автомобиль с полицейской раскраской, но довольно серьёзно расслабляются и позволяют себе даже проехать на красный свет в том случае, если они уверены, что никого из полицейских рядом нет, - отметил Шкуматов в интервью радиостанции «Говорит Москва». – Это заметили не только в России, но и в Европе, в США, в Китае. Конечно, такая форма скрытого патрулирования на автомобилях, которые ничем не отличаются от автомобилей в потоке, она наиболее эффективна», - подчеркнул координатор «Синих ведерок».
В поддержку инициативы высказался и депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Лысаков. Он также уверен, что работа гаишников под прикрытием поспособствует улучшению ситуации на дорогах. Скрытое патрулирование следовало бы ввести уже давно, ведь эта проблема назрела не вчера, - подчеркнул парламентарий. Правда, эта задача вряд ли окажется легко выполнимой в связи с сокращениями в МВД.
А вот саратовский политолог Дмитрий Олейник подверг предложение правоохранителей серьезной критике. По его мнению, с задачей скрытого выявления нарушений вполне могут справляться камеры видеонаблюдения; к тому же, техника исключает «человеческий фактор», а значит, снижает возможности проявления коррупции. «Сомневаюсь, что скрытые патрули обойдутся бюджету дешевле, чем установка дополнительных камер, а вот возможность «договориться на месте» увеличится», - подчеркнул Олейник.
Согласно данным опросов, россияне действительно считают дорожную полицию одним из самых коррумпированных органов в стране. В связи с этим, отметил политолог, всякая новая инициатива должна первым делом проходить серьезную антикоррупционную экспертизу, «особенно если речь идет о возвращении элементов, которые использовались прежде, но были отменены из-за высокой коррупционной составляющей», - напомнил Олейник.