Неординарное предложение президента Чечни Рамзана Кадырова об исключении слова «президент» из наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации нашло поддержку у его коллеги и соратника по
Как сообщает информационное агентство «Интерфакс», президент
По убеждению Бориса Эбзеева вопрос единого наименования глав регионов в России давно назрел, и его необходимо обсудить. Он подчеркнул, что «можно и должно обсуждать» наименование должности глав субъектов.
По его словам, еще 17 лет назад он, в бытность сотрудником Конституционного суда РФ, выступал за то, чтобы должность президента была закреплена исключительно за главой Российской Федерации. «Хорошо помню 1993 год. Мне довелось быть участником Конституционного совещания. Тогда я настаивал на том, что мы — федеративное, но единое государство. И единством государства, — поскольку слово „президент“, означающее в переводе на русский язык „сидящий впереди“, в России приобрело сакральное значение, — предопределяется принцип: единое государство — один президент», — рассказывает руководитель
Он подчеркнул: «согласно Конституции РФ, глава государства — не федеральный президент, а президент Российской Федерации. Этим обусловливается природа института российской президентуры».
Руководитель республики все же воздержался от разговоров о намерении в скором времени изменить наименование должности главы
Накануне президент Чечни высказал свое убеждение — в России только один государственный деятель имеет право называться президентом. В стране следует прекратить «парад региональных президентов», считает Рамзан Кадыров. «Я исхожу из того, что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами
Президент, готовясь к празднованию священного месяца, отправил в парламент Чеченской Республики официальное письмо, в котором попросил внести изменение в название высшего должностного лица региона.
«Я предложил парламенту Чеченской Республики изучить вопрос о внесении изменений в название высшей должности Чеченской Республики. Я готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта, кроме названия «президент», — заявил Рамзан Кадыров.
Президент Чечни напомнил, что еще с первых дней руководства республикой он отказался от идеи подписания соглашения между федеральным центром и ЧР о разграничении полномочий.
«Я твердо убежден в том, что подобные документы абсолютно не нужны. У нас есть Конституция, в которой все прописано. И не должно быть субъектов с особыми полномочиями», — подчеркнул Рамзан Кадыров.
Ради обсуждения инициативы Рамзана Кадырова парламент Чечни вернется из отпуска, и соберется на внеочередное заседание. Спикер парламента Дукваха Адурахманов собщил, что будут обсуждаться следующие нименования глвы Чечни: "глава республики, председатель правительства, мехк-да". Мехк-да в переводе с чеченского языка озночает отец нации, страны.
В свою очередь
Имамом в исламской культуре именуют духовное лицо или духовного наставника. Имам — также может означать «пример для подражания».
Мнения разделились
Муфтии критично отнеслись к идее переименовать президента республики в имама, сообщает информационное агентство «Интерфакс». Сопредседатель исполкома Межрелигиозного совета СНГ, исполнительный директор Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев заявил: «Слово „имам“ переводится с арабского языка как „руководитель“, но исторически сложилось так, что этот термин всегда имел отношение именно к религии».
В России исторически сложилось, что слово «имам» воспринимается как руководитель коллективных молитв.
Имамом называл себя в XIX веке Шамиль, возглавлявший Чечню, один из самых сильных противников России в
Правящая партия России поддерживает Рамзана Кадырова в его инициативе, но не согласна переименованием преззидента республики в имама.
Общее мнение партии выразил первый зампред комитета Государственной Думы по законодательству Владимир Груздев: «Я так же, как Кадыров, считаю, что в России должен быть один президент. Что касается руководителей субъектов РФ, в том числе и национальных республик, то они, по моему мнению, должны называться не президентами, а главой конкретной республики».
Однако «имам» по мнению «Единой России» неприемлемое наименование: «Имам — лицо духовное у мусульман, но у нас — светское государство. При всем уважении к представителям различных религиозных конфессий нельзя допустить, чтобы главы регионов РФ именовались как духовные лица».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов проявил больше снисходительности переименованию президента Чечни в имама, но он также считает невозможным перенесение религиозных понятий в политические сферы.
«При принятии решения о том, как должны именоваться главы национальных республик, бесспорно, надо учитывать их
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин солидарен с другими партиями. Он отметил, что «такие рекомендации были бы грубейшим нарушением принципом устройства современной России как светского государства».
Наиболее радикальным в высказываниях оказался сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман: «Все эти имамы, эмиры и ханы — это из другого столетия. У нас сейчас XXI век, и Россия — светское государство».
Людмила Алексеева глава Московской Хельсинкской группы указала на букву Основного закона России. «Чтобы у нас, в светском государстве, была республика, возглавляемая духовным лидером, имамом? Это противоречит Конституции. Мы — светское государство, а имам — это духовное лицо в исламе. Может быть, его привлекают такие возможности, которые имел аятолла Хомейни (лидер исламской революции 1979 года в Иране)?»
Заявление Кадырова в Кремле ждали уже полтора месяца
Политологи видят куда более глубокий смысл в заявлении Рамзана Кадырова. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко рассказал: «Рамзан Кадыров, заявив о своем отказе называться президентом, дал сигнал о своей лояльности Кремлю. Федеральный центр, скорее всего, использует эту инициативу как рекомендацию другим региональным лидерам последовать этому примеру».
По мнению политолога, президент Чечни, выступив с такой инициативой, укрепил свой имидж среди региональных лидеров. «Кадыров сделал очень важный политических шаг. Полагаю, не один президент национальной республики сейчас рвет на голове волосы, сокрушаясь, что не додумался об этом первым», — сказал Евгений Минченко.
Возможно, федеральный центр ожидал подобного заявления, и заранее подготовил законодательную базу. Как сообщает информационный сайт «Gzt.ru» со ссылкой на источники в Кремле, проработка законопроекта об унификации названий госорганов субъектов Федерации началась в администрации президента около полутора месяцев назад. Законопроект преследует цель- уйти от региональных «госдум», «госсобраний» и «хуралов».
Подтверждает это предположение и политолог Евгений Минченко, тот факт, что инициатива исходит именно от главы Чечни, упростит федеральному центру задачу убедить региональных лидеров последовать его примеру:
«Для федерального центра это тоже позитивный сигнал, потому что Чечня традиционно считалась наиболее сложным субъектом РФ. Теперь у Кремля есть аргумент: если уж глава республики, где довольно долго шли военные действия и контртеррористические операции, добровольно предлагает отказаться от такого названия своей должности, то более спокойным регионам, таким, как Татарстан или Башкирия, сам бог велел» — рассказывает эксперт.
В настоящее время главы субъектов Российской Федерации именуются президентами в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия,
От именования президентами отказались глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов, глава Мордовии Николай Меркушкин и глава Карелии Сергей Катанандов.
