20 лет назад в России был принят закон «О защите прав потребителей». Сегодня о его существовании знает каждый, а число случаев, когда недобросовестного продавца привлекают к ответственности, растет с каждым днем. О том, как принимали закон в 90-е, что изменилось за эти годы и какими правами потребители злоупотребляют, «Труду» рассказал один из инициаторов и авторов закона, ныне президент Института национального проекта Александр Аузан.
— Как повлиял закон «О защите прав потребителей» на российский рынок за 20 лет своего существования?
— Очень сильно повлиял, особенно в
— Как вы считаете, ощущение защиты у потребителя в итоге не привело к тому, что он сам стал злоупотреблять своими правами?
— Привело. Но не стоит забывать, что злоупотребляют только работающими законами.
А передачи, стимулирующие эту тенденцию, появились еще в
— Приходилось ли вам самому с помощью этого закона защищать свои права?
— Конечно, со многими случаями мы все сталкиваемся на практике сами. И многие инициативы исходят от наших сотрудников. Так, громкий судебный разгром по поводу эвакуаторщиков начался с того, что машину Олега Комаровского — моего коллеги — эвакуировали с законного места парковки. Машина «погибла», к сожалению, на частной стоянке — восстановлению не подлежала. Но этот случай привел к тому, что права и обязанности эвакуаторщиков
— Каким должно быть потребительское образование в России, для того чтобы отношения продавцов и покупателей складывались мирно?
— Уже издавались учебники по потребительским знаниям, ряд регионов вводили их в стандартный набор школьных предметов, всего более тысячи школ в 2000–2002 годах. Были даже летние лагеря, олимпиады, конкурсы с потребительской тематикой. Думаю, правильно учить основам с младых ногтей — это обеспечивает хорошее погружение в экономику права и в политическую систему в целом. И школьные предметы для этого подходят как нельзя лучше.
— Если бы сейчас можно было вернуться назад и изменить закон на стадии принятия, вы бы это сделали?
— Он был хорош, но некоторые вещи нужно было редактировать в течение этих 20 лет быстрее. Например, в 1992 году темп инфляции составлял около 1000% годовых, и 3% в день за исполнение просрочки по займу выглядели справедливо. А при
Если же говорить про 1992 год, про время разработки и принятия — нет, я бы не стал ничего исправлять. Как ни крути, это до сих пор самый работающий закон в России.
Резюме «Труда»
Александр Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор»
Родился 11 июля 1954 года в Норильске.
Учился на экономическом факультете МГУ им.
Работал в группе по разработке закона «О защите прав потребителей».
Покупателей-экстремистов все больше
Термин «покупательский экстремизм» пока не прописан в экономических словарях, но это не мешает потребителям скандалить на пустом месте и пытаться подмять под себя каждого продавца.
Сергей Ежов, менеджер по работе с клиентами, работает в автосалоне, продает внедорожники. «Один из клиентов покупал у нас автомобиль со встроенной аудиосистемой. Прошло несколько месяцев — и нас вызывают в суд. Оказалось, система сломалась. Поломка была незначительная, ремонт обошелся в 2 тысячи рублей. Мужчина обратился в
Похожая история на днях произошла в кафе одной из московских сетей. Официант случайно опрокинул бутылку масла на верхнюю одежду посетителя. Естественно, разгорелся скандал. Пришедший на шум менеджер недоуменно развел руками («У нас такое в первый раз!»), извинился и предложил оплатить счет из химчистки на любую сумму, но посетитель продолжил скандалить. История закончилась тем, что красноречивая хозяйка всей сети, оказавшаяся в этот момент именно в этом кафе, в умении поскандалить оказалась способнее посетителя. Как итог — мужчина ушел ни с чем.
Цифры
- 20 лет исполнилось в этом году закону «О защите прав потребителей»
- 1508 жалоб поступило в московское Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за февраль
- 9% из них касаются кредитных организаций
- 8% касаются технически сложных товаров
Была одна история
Татьяна Кранова, администратор:
— Несколько лет назад я работала администратором в
Оказалось, мужчина потерял трусы. Точнее, по его версии,
Картина маслом: ночь, раздевалка, я, в окружении полуголого мужчины и его охранника — сурового в черном костюме, как полагается, — ищу трусы.
При этом выслушиваю в свой адрес такие оскорбления, которых не пожелала бы даже настоящему вору, если бы он существовал. После того как стало ясно, что плавки пропали бесследно, нарушители моего спокойствия (и не только моего, за инцидентом наблюдали все посетители клуба) уехали, пригрозив нам не то судом, не то
Самое ужасное, что утром позвонил тот самый охранник и сказал, что плавки все это время лежали в сумке со спортивной формой: их туда по ошибке кинул то ли он сам, то ли водитель, который помогал собирать нашему спортсмену вещи, и не заметил. Ни извинений, ничего, просто оповестили, что трусы нашлись.
Когда об этой истории узнал наш директор, в членстве клиенту было отказано. Хотя клиент был весьма и весьма привлекательным.