Автомобилей на столичных улицах и во дворах должно стать меньше, а зелени — больше. Такие пожелания высказали многие москвичи при обсуждении экологической стратегии города до 2030 года.
На днях в столичном правительстве подвели итоги очередного краудсорсинг-проекта (когда любой житель может выступить народным экспертом по важному городскому вопросу). На этот раз интернет-опрос касался темы экологии. Как рассказал руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, целью было сверить мнение властей и жителей и составить совместную стратегию действий. С проектом документа горожане могли ознакомиться в интернете (на столичном портале «Открытое правительство») и внести свои коррективы-предложения, рассказать о проблемных территориях города и возможных решениях возникших проблем, поделиться мнением, какой должна быть Москва в будущем. Вопросы для жителей составляли эксперты-экологи из ряда научных организаций. Они же анализировали ответы, отмечали оригинальные идеи.
Обсуждение велось по шести основным направлениям: атмосферный воздух, охрана вод, зеленый фонд, отходы, шум и вредное воздействие, экологическое просвещение. За две недели на портал пришло более 10 тысяч предложений, комментариев, вопросов.
Результат организаторов несколько удивил. Оказалось, многие москвичи готовы пожертвовать дорожными полосами, машинами и парковочными местами ради улучшения воздуха и дальнейшего озеленения города.
«Мы получили немало предложений ограничить движение транспорта, причем достаточно радикальных. От запрета въезда на различные территории города до сужения проезжей части улиц в центре и отведения их только под общественный транспорт, — сообщил Антон Кульбачевский. — За ограничительные меры как первоочередные проголосовало до 90% участников. При этом жители предлагают ввести преференции тем, кто готов отказаться от личного транспорта. Например, выдавать по льготной ставке кредиты и сделать бесплатным проезд в общественном транспорте. Также подавляющее большинство опрошенных поддержали идею создания новых пешеходных зон».
По теме «Шум и вредное воздействие» люди больше всего возмущались шумом единичных автомобилей или мотоциклов с неисправными глушителями и так называемыми ночными гонщиками. Предложения — ужесточать контроль полиции и строить шумозащитные экраны.
«Очень горячо обсуждались вопросы содержания городских озелененных территорий, — рассказал Кульбачевский. — Специалисты говорят о необходимости ограничения городских территорий с искусственно созданными газонами в пользу сохранения естественного травяного покрова и разнотравья. До 90% людей поддерживают эти мероприятия».
Удивительным оказался результат и по теме отходов.
«До этого бытовало мнение, что москвичи не готовы к раздельному сбору отходов, — заметил глава департамента. — Может быть, нам попалась такая сознательная публика, но участники проекта оказались единодушны: в городе необходим раздельный сбор отходов, а также создание пунктов сбора вторичных ресурсов — различных токсичных, вредных отходов, отработанных ламп, батареек, аккумуляторов. Это предложение мы приняли как социальный заказ».
По теме «Охрана вод» москвичи предложили ужесточить контроль и штрафы за загрязнение акваторий. Были и радикальные идеи — ограничить свободный доступ к водной полосе. Более рациональные предложения касались очистки водоемов, замены старых механических и химических способов на инновационные. Например, с помощью специальных бактерий, которые могут ускорить переработку вредных примесей и не нанести вреда рыбам. Такой проект уже есть в департаменте природопользования.
Важный вопрос, на который предстояло ответить москвичам: «Что они сами готовы сделать ради улучшения экологической ситуации и комфорта жизни в столице?» Ответы были разные. Например, покупать машины с двигателями малой мощности, отказаться от покупки новых гаджетов и техники при исправности уже имеющихся. Соблюдать дома шумовой режим, не включать громко музыку, убирать за собакой, выбрасывать мусор только в урны и бороться с нарушителями, разделять отходы, ходить в магазин с сумкой, чтобы не пользоваться пластиковой упаковкой, использовать бумагу с двух сторон. Словом, не курить, не сорить, не шуметь, быть чутким к природе и беречь ее.
«Если хотя бы 30% москвичей выполняли бы эти правила, жизнь в городе с экологической точки зрения стала бы намного краше и лучше», — подчеркнул Антон Кульбачевский.
Сейчас эксперты внимательно изучают результаты краудсорсинг-проекта. Главный вывод уже можно сделать: мнения властей и жителей по экологической стратегии города во многом совпадают.
Штрихи
В краудсорсинг-проекте «Экологическая стратегия Москвы» приняли участие известные эксперты в области охраны окружающей среды и жители столицы. На площадке проекта зарегистрировались 4760 участников от 16 до 87 лет. Всего подано 5648 идей, дано 5797 комментариев и 5584 оценки. В финальный этап вышли 1039 предложений.