Волонтер Алена Бежина внимательно следит за изображением на мониторе компьютера, она — видеонаблюдатель Общественного штаба, ее задача — контролировать, как проходит голосование на избирательных участках. Каждый волонтер отвечает за шесть участков, на которых установлены по две камеры, так что на монитор одновременно выводится 12 небольших изображений.
— Картинка на мониторе меняется через 30 секунд, — объясняет Алена. — Но программа позволяет делать это и чаще. Если нужно, мы можем остановить трансляцию и, например, увеличить изображение. Любую камеру на любом участке мы можем вывести на большой экран.
— Смена видеонаблюдателя продолжается пять часов, как можно не заснуть за это время, скучно, наверное? — спрашиваю девушку.
— Если бы это была статичная картинка, тогда, может, и было бы скучно, а так на экране идет постоянное движение — заснуть точно невозможно. Я второй раз работаю на выборах, в прошлом году на выборах мэра тоже была видеонаблюдателем. Так вот эти выборы отличаются тем, что лично я не зафиксировала вообще ни одного нарушения. Камеры наблюдения, которые появились на участках, дисциплинируют людей. Я, например, сегодня несколько раз видела, как люди машут в камеру — они знают, что мы за ними наблюдаем.
В день голосования, 14 сентября, в Общественном штабе по наблюдению за выборами в Мосгордуму побывал мэр Москвы Сергей Собянин. Он прошел в зал, где работают волонтеры. Здесь было тихо, как в операционной, ведь работа у ребят серьезная: от них зависит, будут ли горожане доверять результатам выборов.
— Как проходил отбор волонтеров? — поинтересовался мэр, знакомясь с работой видеонаблюдателей.
— Они прошли специальный тест на психологическую устойчивость, наблюдательность, потом было собеседование, — объяснил Олег Бочаров, ответственный секретарь Общественного штаба по наблюдению за выборами. — У каждого из волонтеров два вида протоколов: в один они вносят данные о технических нарушениях, в другой — о юридических. Но таких нарушений пока нет.
Однако в самом начале выборов наблюдателям Общественного штаба пришлось поволноваться, потому что на некоторых участках не работали 46 камер. Правда, это не значит, что избирательный участок оставался без видеонаблюдения — на каждом участке установлены две камеры. А уже через полчаса все неполадки устранили.
По словам Михаила Барщевского, председателя Общественного штаба по наблюдению за выборами, во время голосования не было ситуации, чтобы участок остался без видеонаблюдения.
— Среднее время устранения неполадок — 10 с половиной минут, — рассказал Михаил Барщевский. — Зарубежные видеонаблюдатели, которые побывали в штабе, сильно удивились, когда им объяснили, что мы не только смотрим «картинку», но любой москвич, который зарегистрировался на нашем сайте, может, сидя дома, смотреть то же самое видео, что смотрим мы. Они попросили повторить и объяснить, как это происходит.
— Кстати, ни за что не угадаете, какие самые популярные жалобы к нам поступают через «Твиттер» по процедуре голосования, могу дать хоть 100 попыток, — озадачил журналистов, находящихся в штабе по наблюдению, Михаил Барщевский. — На плохую резкость изображения на камерах. Больше проблем нет — резкость не та!
— Думаю, в Москве мы начинаем привыкать к легитимности выборов, — заметил Михаил Юрьевич. — Раньше была интрига, кто победит. Сейчас, по моим наблюдениям, такая интрига есть только в 10 округах, на остальных 35 все понятно — там такой отрыв у лидеров! А по 10 округам интрига есть. Естественно, за этими округами установлено пристальное внимание. Единственно, что расстраивает, — это относительно низкая явка избирателей.
Действительно, явка на выборах в столице оказалась ниже, чем на выборах мэра в прошлом году. По данным Мосгоризбиркома, она составила 21,04%.
По мнению генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, это объективная ситуация:
— Явка и должна быть ниже, чем на выборах мэра. Роль городского законодательного собрания в управлении городом уступает по значимости роли мэра.
Однако Москва выглядит лучше других городов по корректности проведения выборов, считают политологи, здесь был организован жесткий контроль за проведением голосования, ни один регион так не постарался.
Никаких серьезных нарушений на выборах в депутаты в Мосгордуму не зафиксировано, сообщил журналистам председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов.
Штрихи
Среди победителей на выборах в Мосгордуму 28 кандидатов от партии «Единая Россия», 5 — от КПРФ, по одному от «Родины» и ЛДПР. Еще побеждают 10 самовыдвиженцев, которых поддерживала «Единая Россия». Всего выбрано 45 депутатов.
Голоса
Олег Матвейчев, политолог, профессор НИУ ВШЭ
— Международные наблюдатели, с которыми мне приходилось общаться, в последнее время отмечают, что у нас, особенно когда на избирательных участках появились камеры видеонаблюдения, выборы организованы лучше, чем в Англии или Америке. Они свою систему не считают прозрачной, нашей системой организации они просто восхищаются.
Что касается влияния на явку избирателей слишком сильного контроля за голосованием, думаю, это не самый существенный фактор. Начнем с того, что, несмотря на рекомендации многих политологов, единый день голосования власти с сентября не перенесли. Политологи всегда предупреждали, что, если оставим сентябрь, не рассчитывайте, что явка будет как в прежние времена — 45%. Такого уже не будет никогда. Она будет на уровне 20-25%. Кстати, и мэр Парижа выбран примерно 18% избирателей, мэр Хельсинки — 24%. Для всей Европы это нормальная ситуация.
Например, уже сейчас в Петербурге, Нижнем Новгороде, Брянске, Самаре, Татарстане есть вопросы по процедуре голосования, в частности по аномальному досрочному голосованию. Хотя им неоднократно напоминали, что за явкой никто не гонится, поэтому не надо гнать людей на избирательные участки — они не послушали. В итоге эти пять субъектов получили сейчас вопросы по этой явке, потом получат и вопросы по нарушениям. И они уже появились. Главное — это качество выборов, чтобы не было претензий к легитимности власти.
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
— Во время голосования серьезных замечаний от наблюдателей и от кандидатов в депутаты не поступало. Явка избирателей хоть и невысокая, однако в целом это все равно в плюс, потому что страхует от голосования за мертвых душ, как это случалось на прошлых выборах в Мосгордуму.
Столичные власти сделали ставку на прозрачность в день голосования, процедура подсчета также прошла максимально корректно. Если сравнивать с другими территориями, с передавливанием по досрочному голосованию, которое мы видим в других регионах, процесс голосования в столице прошел открыто и прозрачно.
