Греческая драма закончилась поражением социалистов. Парламент после отчаянных дебатов, длившихся почти сутки, ратифицировал режим жесткой экономии, навязанный Евросоюзом и МВФ. За новые кредиты от Греции требуют повышения налогов и пенсионного возраста, а также создания залогового фонда из госактивов под внешним управлением. Подавший в отставку министр финансов Янис Варуфакис сравнил договор с ЕС с военным переворотом 1967 года, «когда внешние силы применили танки, чтобы задавить демократию и захватить власть, а на этот раз используют банки».
В интервью австралийскому радио New Statesman Варуфакис рассказал о подготовке к печатанию драхмы, если страну вынудят отказаться от евро. «Мы знали, что есть серьезный альянс в Европе, намеревавшийся нас скинуть. Мы должны были иметь маленькую тайную группу людей и план, чтобы быть готовыми выйти из еврозоны». Сам Варуфакис «думал о Grexit» с первого дня прихода к власти. Для этого надо было или печатать свои деньги, или объявить, что Греция будет выпускать собственную ликвидность в евро. В любом случае пришлось бы взять под контроль Банк Греции и трансграничные финансовые потоки. «Это то, как, я думал, мы должны были ответить, если ЕЦБ закроет наши банки», — сказал экс-министр.
Интересно, что схожие оценки соглашению Ципраса с Еврогруппой дал Международный валютный фонд, призвавший Европу списать часть греческого долга, так как без этого экономика не имеет шансов на восстановление. Директор МВФ Кристин Лагард публично поставила под сомнение возможность реализации достигнутых договоренностей. По оценке международных финансовых экспертов, греческий долг в течение двух лет может перевалить за 200% ВВП. Причем этот прогноз даже выглядит оптимистичным, поскольку закрытие банков и введение мер контроля за движением капиталов еще более ухудшили ситуацию в экономике Греции и ее способность обслуживать долги.
В пику позициям Германии МВФ считает, что ЕС должен принять меры по облегчению долговой нагрузки страны. Прибегнуть, в частности, к продлению сроков погашения кредитов на 30 лет или массированному списанию основной суммы долга. Как пишет The Wall Street Journal, фонд потребует конкретных решений долговой проблемы Греции, прежде чем станет участником новой программы финансовой помощи стране.
А вот среди жителей Европы желающих поддержать идею списания долгов, то есть заплатить по греческим счетам, почти не осталось. Вслед за немцами финны, словаки, словенцы и прибалты требуют от своих правительств разобраться с их долей участия в проекте спасения Греции в Еврогруппе. Руководство латвийской Федерации пенсионеров обратилось к кабинету министров с призывом отказаться от каких-либо гарантий, которые могут быть предоставлены Евросоюзом Греции, сообщает агентство LETA. Местные эксперты подсчитали, что Латвии придется раскошелиться на 200 млн евро в рамках программы спасения Греции.
Тем временем греческое правительство, пытаясь найти средства на выплату очередных траншей кредиторам, выставляет на продажу необитаемые острова в Средиземном море. Напомним, что первый такой остров — Скорпиос — был куплен за 158 млн долларов 25-летней Катей Рыболовлевой, наследницей российского олигарха Дмитрия Рыболовлева, еще в 2010 году. С тех пор не только государственные облигации, но и омываемые волнами необитаемые греческие территории сильно упали в цене. Самый большой остров Омфори в Ионическом море, где под застройку можно использовать площадь в 450 гектаров, стоит всего-навсего 50 млн евро. Для сравнения: остров Святого Томаса оценен в 15 млн, а острова Гайя и Лихнари — всего в 3 млн евро.