Когда четыре года назад Сергей Собянин стал мэром Москвы, перед его командой стояла задача сделать Москву городом, удобным для жизни. Причем работать приходилось одновременно по нескольким направлениям: борьба с пробками, повышение зарплат и пенсий, реформа здравоохранения, а также решение других городских проблем. Прошедшие выборы в Мосгордуму подтвердили, что горожане доверяют власти.
Спроси любого москвича, какие проблемы самые главные в Москве, каждый начнет говорить о своем личном, о наболевшем: о детской площадке во дворе, о чистоте в подъезде, о транспорте, пробках, парковках и, разумеется, о зарплате. В этом году завершился трехлетний цикл обновления столичной власти. В 2012 году москвичи избрали депутатов местного самоуправления, затем прошли выборы мэра города, а 14 сентября 2014 года горожане проголосовали за новый состав Московской городской думы.
Мэр Москвы поставил перед своим аппаратом задачу обновить команду и собрать такую, которая была бы способна выполнять все поставленные цели. Сегодня в городе работают порядка 23 тысяч госслужащих, в аппарате мэра — порядка 500 человек.
По словам Александры Александровой, начальника Управления государственной службы и кадров правительства Москвы, Сергей Собянин ввел правило — нельзя занимать должность главы управы дольше, чем семь лет подряд: «Следовательно, на большинстве позиций возникла ротация. В правительстве разработали прозрачные показатели эффективности, попросили жителей районов оценивать чиновников — работать стало сложнее».
Сегодня все чиновники открыты к общению. Недавно с подачи мэра в столице был принят новый свод правил, по которому теперь работают все чиновники, он так и называется: «Московский стандарт услуг».
«Если раньше горожане ходили к чиновникам, то теперь чиновники идут навстречу горожанам, делают все, чтобы человеку было комфортно обращаться за госуслугами. За несколько лет работы мы совершили настоящую революцию в качестве обслуживания», — сказал мэр в одном из своих выступлений.
Единый свод правил — это коллективное творчество, которое включает восемь основных пунк-тов. Они простые, понятные и человечные: «клиент всегда прав», «беречь время клиента», «выслушать, услышать, помочь», «доступность и удобство», «дружелюбие и приветливость», «личная ответственность за качество работы».
Приоритетным направлением в деятельности правительства остается развитие общественного транспорта, строительство метрополитена, развитие дорожной инфраструктуры: строительство развязок, эстакад, реконструкция вылетных магистралей, МКАД. В год планируется строить примерно 80 км дорог, а расходы на метро будут постепенно увеличиваться.
Кроме того, в последние годы на 60% увеличился объем финансирования образования, да и зарплата учителей выросла. Сейчас педагоги получают в среднем 50-70 тысяч рублей, а некоторые — до 100 тысяч.
Благодаря программе модернизации городского здравоохранения, которая начала реализовываться три года назад, москвичи уже сейчас получили совершенно другой уровень медицинских услуг. В амбулаторно-поликлинических центрах сегодня установлено самое современное оборудование. Так что по уровню оснащенности высокотехнологичной медицинской техникой на душу населения Москва уже догнала и перегнала многие европейские столицы.
Развитие парков и благоустройство улиц — это еще одно важное направление. Нынешним летом в столице стартовала программа «Моя улица». По словам Сергея Собянина, это и приведение в порядок улиц, тротуаров, газонов, ремонт фасадов домов, и наведение порядка с уличным освещением, и создание системы городской навигации и другие работы.
Однако самое важное и самое ценное, что появилось в последние годы, — это то, что горожане получили возможность активно участвовать в решении городских проблем. Мэрия столицы запустила мобильное приложение «Активный гражданин», которое очень быстро стало популярным. Оно помогает жителям голосовать за тот или иной вариант развития столицы или выбирать решение какой-либо городской проблемы. Подобных проектов нет ни в одном мегаполисе мира.
Сейчас продумываются и другие варианты взаимодействия проекта «Активный гражданин» с москвичами, которые не пользуются интернетом — например, пожилыми людьми. Для них сервис, возможно, сделают доступным в многофункциональных центрах, которые активно развиваются в столице.