Зрелище страшное. Даже если наблюдать его издалека. Над местом, куда падает бомба, появляется большой огненный шар. Хотя характерного и пугающего грохота разрыва почти не слышно, ужас охватывает человека. Страх поднимается как бы изнутри, видимо, от осознания, что "тихий" огненный шар несет смерть для всего живого. Оружие - почище напалма. От напалма можно спрятаться, от вакуумной бомбы - нет. От нее не спасет ни пещера, ни крепкий блиндаж, ни нора, ни тем более окоп. Заряд несет в себе специальный горючий аэрозоль, который при первом, подготовительном взрыве бомбы проникает во все щели, растекаясь по местности. Подобный эффект происходит, когда вы брызгаете освежителем воздуха - запах распространяется по всей квартире. Потом срабатывает второй взрыватель и поджигает этот аэрозоль. Огненный шар - не что иное, как горящий аэрозоль. На последствия взрыва вакуумной бомбы лучше не смотреть: все живое сгорает. Остаются головешки.
... Под Ботлихом бандиты засели в нескольких селениях, и их долго не могли выбить. В многочисленных штурмах гибли десантники. Обычные снаряды, ракеты, бомбы оказались малоэффективны: бандиты во время авианалетов и артобстрелов успевали прятаться в заранее подготовленные подвалы и норы, а когда в атаку поднимались российские солдаты, они вылезали из своих укрытий и встречали наших ребят шквальным огнем. После того как вакуумная бомба была сброшена на маленький аул Тандо, из соседних селений Ансалта и Рахата басаевцы убрались тотчас: не выдержали нервы! Несмотря на серьезную военную подготовку и психологическую закалку, которую прошли профессиональные террористы.
В сентябре прошлого года, перед началом широкого наступления по трем направлениям на территорию мятежной Ичкерии начальник управления вооружений Министерства обороны РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов заявлял, что наша армия "более чем достаточно и в полном объеме обеспечена средствами" для проведения сухопутной операции в Чечне. Особо он подчеркнул, что в случае активизации боевых действий будут испытываться новые и модернизированные виды вооружений и военной техники. Далее Ситнов перечислил эти "некоторые виды". Список получился довольно большой. Тут были и усовершенствованные самолеты МиГ-29УБТ и МиГ-29 СМТ, и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24, и штурмовики Су-25, и вертолеты "Черная акула" (Ка-50), и снайперские винтовки с повышенной дальностью стрельбы, и прицелы для ведения огня ночью и новые автоматы "Абакан" для спецподразделений, и классные бронежилеты, и так далее, и тому подобное.
Однако узнать, какое новое вооружение все-таки прошло или проходит боевое "крещение" в Чечне оказалось практически невозможным: ведомство генерала Ситнова отказалось давать информацию, сославшись на закрытый запрет министра обороны на информацию для СМИ по причине "недобросовестности" некоторых журналистов. И зря. В конце концов любые боевые действия - это еще и полигон для рекламы.
Главная задача, которую решает Российская армия в Чечне, - уничтожение террористов с наименьшими потерями. Выполнить ее без хорошего вооружения невозможно. И сейчас уже можно говорить о том, что оружие и техника армию не подвели. Огневая мощь артиллерийских и ракетных батарей, танков, самолетов, грамотное их использование действительно разгромили отряды террористов и сохранили многие солдатские жизни. Но все-таки создается впечатление, что наши генералы, проводящие операции в Чечне, больше упирали на количество, а не на качество российского вооружения.
По своим каналам редакции удалось выяснить, например, что знаменитые вертолеты "Черная акула" (Ка-50) в количестве двух штук проходили "испытания в экстремальных условиях", однако в боевых действиях не участвовали. Знакомые вертолетчики, которые каждый день вылетают на боевые задания, разводят руками: мы, дескать, никаких "акул" не видели. В "Росвооружении" тоже удивляются и считают, что участие "Черных акул" и "Касаток" (Ка-60) в борьбе с бандитами намного бы повысило рейтинг этих удивительных машин на международном рынке торговли оружием. Правда, некоторые военные говорят, будто бы их приберегали для "работы" в горах. Так это и оказалось: буквально вчера над ущельями появились грозные "акулы". Лучше поздно, чем никогда!
С вертолетами Ми-8 и Ми-24, которые должны были быть оснащены тепловизорами для нанесения ударов по противнику ночью, дело обстоит так. Еще в октябре представители военно-промышленного комплекса сообщили, что два вертолета Ми-8 модернизированы, и как только завершатся "ускоренные государственные испытания", они будут переброшены в Чечню. Их там очень ждали. Ведь оснащение вертолета современной техникой для ночного боя, совершенным радионавигационным оборудованием и электронной индикацией повышает его боевую эффективность в 3-5 раз. Финансовые затраты на переоборудование машин сравнительно небольшие. Да и времени модернизация занимает не так уж много. По крайней мере до конца прошлого года Министерство обороны собиралось переделать в ночной вариант шесть Ми-8 и четыре Ми-24. В июле проходила испытания и "ночная" "Черная акула". Планировалось даже сформировать боевую экспериментальную вертолетную группу для уничтожения бандформирований. В нее, видимо, должны были войти и два вертолета (Ми-8 и Ми-24), которые демонстрировались на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-99. К сожалению, о группе до сих пор ни слуху, ни духу. Она как в воду канула, хотя информация о ночных бомбардировках позиций бандитов просачивалась в СМИ. Наконец, перед Новым годом представитель МО РФ внес некоторую ясность: в Чечню, оказывается, все-таки в конце декабря было переброшено всего два "ночных" транспортно-боевых вертолета Ми-8. Но предназначались они не для бомбежек, а для спецопераций. Например, для спасения летчиков, сбитых над территорией противника. Это дело, конечно, нужное, однако куда подевались остальные неуязвимые для бандитов "вертолеты-лунатики", - неизвестно. Зато достоверно известно, что именно под покровом темноты бандиты совершали и прорывы, и вылазки, и нападения на российские части и не боялись, что в небе появятся ненавистные им "вертушки"...
Про танки с повышенной защитой от средств ближнего боя противника (гранатометы, гранаты), о которых также говорил генерал Ситнов в сентябре, никакой информации нет. Я, правда, видел под Ботлихом Т-80, случайно ворвавшийся в село Ансалта, занятое бандитами. Около десяти раз попали в машину гранатометчики противника, но водитель сумел вывести ее из-под обстрела, несмотря на то, что барахлила задняя передача и масло вытекало из пробитого радиатора. Так вот, никакой новой, а тем более специальной и повышенной защиты танк не имел. Он был обвешен обычными защитными пластинами.
Вообще бронетехники, артиллерии и ракетных комплексов в Дагестане и Чечне много. И техника эта разная. Как-то, возвращаясь из Ботлиха в Махачкалу, мы с ребятами увидели несколько танков, сломавшихся в дороге. Танкисты, оставшиеся сторожить машины-калеки, матерились. Оказалось, что на войну их "мудрые" военачальники ухитрились послать танки, подлежащие списанию.
Конечно, боевые действия всегда предполагают, что военные непременно будут избавляться от запасов старого вооружения. Мне самому не раз доводилось видеть бомбы и снаряды производства 60-х годов... Одно хорошо - старая техника и вооружение не сильно отразились на ведении боевых действий.
А вот с новыми снайперскими винтовками под суровым названием "Взломщик" вышла загадочно-криминальная история. Я услышал о ней еще в Дагестане. От спецназовцев. "Взломщик" поражает цель на расстоянии до 2,5 километра. Хвалили они оружие, но показать его мне не могли: даже спецназовцы, за редчайшим исключением, таких винтовок не имели. И вдруг "Взломщик" обнаружили у... басаевцев. Скандал! Он дошел даже до российского правительства, но чем закончился, - неведомо. Мы так и не узнали, как из Тулы экспериментальные образцы "Взломщика" попали к бандитам.
О специальных антиснайперских прицелах, созданных в научно-производственном центре "Транскрипт", которые позволяют обнаруживать своевременно и с высокой точностью снайперов противника, тоже было много разговоров. Но опять - осечка. На фронте их почти не было. Между тем именно снайперы положили множество солдат и офицеров.
...В Аргунское ущелье упали вакуумные бомбы весом полторы тонны. Говорят, что у нас есть и девятитонки. Они применялись в Афганистане, кто видел взрывы, хватался за голову руками - страшное оружие! Казалось бы, чего проще: забросай бомбами бандитов - и делу конец. Но в южные районы Чечни едут и едут десантники, морские пехотинцы, танкисты... Выходит, без солдата нельзя.