Минздрав России одобрил изменения в инструкцию по медицинскому применению препарата «Арбидол» об активности в отношении вируса SARS-CoV-2, вызывающего новую коронавирусную инфекцию COVID-19. Данные об этом опубликованы на сайте Государственного реестра лекарственных средств.
В России завершено доклиническое исследование по изучению противовирусной активности препарата в отношении вируса SARS-CoV-2, которое было проведено на базе Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова Российской академии наук. Исследование в культуре клеток Vero показало, что арбидол (действующее вещество умифеновир) обладает специфической активностью по отношению к вирусу SARS-CoV-2. Полученные результаты полностью коррелируют с результатами исследования на коронавирус SARS-CoV, ассоциированные с тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС), которое было проведено ЦНИИ Минобороны России в 2005 году.
В настоящее время арбидол является единственным среди всех, доступных на территории России безрецептурных противовирусных средств, чья активность официально подтверждена в инструкции.
Российская пресса в целом не слишком широко освещала это важное событие. Однако, еще в январе «Ведомости» опубликовали новость про новации, внесенные российским регулятором в инструкцию лекарственного средства. Годом ранее российский ФАС оштрафовал производителя арбидола компанию «Отисифарм» как раз из-за отсутствия информации об его эффективности в отношении нового коронавируса. Получается, что штраф «Отисифарм» получила всего лишь по формальной причине, а препарат, в конце концов, признан действенным.
Арбидол относится к противовирусным препаратам прямого действия. Препарат блокирует взаимодействия поверхностного белка коронавируса и рецептора на поверхности клеток человека.
В 2020 году в рецензируемых журналах было опубликовано более 90 научных работ, посвященных применению препаратов умифеновира в лечении и профилактике COVID-19.
В англоязычной базе данных медицинских и биологических публикаций, созданной Национальным центром биотехнологической информации США, с 1993 года опубликовано 245 статей про молекулу умифеновира (действующее вещество арбидола). Пик публикаций пришелся на ковидный 2020й год – целых 113 научных статей. В текущем году публикаций тоже немало – поиск выдает 40 статей, которые рассматривают вещество с самых разных сторон. Арбидол хорошо изучен как в условиях клеточных культур, так и в клинических, пострегистрационных испытаниях.
Особенную доказательную силу препарату придали фармакоэпидемиологические исследования. В условиях, когда медицинское сообщество по всему миру сталкивается с новой неизведанной угрозой, применяются препараты, которые теоретически могут помочь в этиотропном лечении (направлено против самой причины заболевания) или способствующие облегчению симптомов, ускоряющие процесс выздоровления и т.д. Приходится экспериментировать, чтобы спасти жизни.
Но эксперименты эти разумные, учитывающие факторы риска-пользы, когда ранее хорошо известные препараты используется по новым показаниям. Это оправданный научный подход.
К настоящему моменту в мире накоплены обширные доклинические и клинические данные, свидетельствующие о наличии противовирусной активности арбидола при COVID-19. Исследования препарата проводятся с начала пандемии коронавируса в Китае, Иране, России, в Австралии и Индии.
Препарат входит в рекомендации Минздрава России по профилактике и лечению легких форм COVID-19 в амбулаторных и стационарных условиях. В Китае арбидол включен в национальный «План диагностики и лечения новой коронавирусной пневмонии». И совершенно не зря. Так недавнее ретроспективное исследование китайских ученых из города Хуачжун подтвердило, что пациенты, получавшие арбидол, демонстрировали значительно лучшие лабораторные показатели, чем пациенты без противовирусной терапии. Арбидол улучшал показатели сатурации, значительно снижал дисфункции почек и необходимость в подключении пациента к аппарату искусственной вентиляции легких.
Нет никаких сомнений, что коронавирусная инфекция COVID-19 с нами надолго. И помимо вакцинации медикаментозная противовирусная профилактика является важнейшим условием победы над недугом.