Генпрокуратура вчинила иск бывшему министру имущественных отношений и заместителю губернатора Белгородской области Рустэму Зайнуллину и его подельникам на кругленькую сумму в миллиард рублей. Этот деятель был арестован 23 июня по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере при строительстве оборонительных сооружений на границе с Украиной. Действовал он не один, а со своим непосредственным подчиненным — начальником Управления капитального строительства Алексеем Сошниковым и целой группой подельников.
«Установлено, что Зайнуллин и Сошников использовали служебное положение в личных целях и интересах третьих лиц для незаконного обогащения за счет бюджетных средств, выделенных на оборону страны», — говорится в иске. А выделено было на эти цели в 2022-2024 годах в Белгородской области немало — 19,5 миллиарда рублей. В деле упоминаются 24 контракта, которые были получены коррупционным путем и не выполнены, сооружения не соответствовали требованиям обороны. Там представлен весь набор: фирмы-однодневки, покупка на бюджетные средства квартир и машин для себя и тому подобное.
Не будем вдаваться в эти банальные подробности, которые встречаются в каждом коррупционном деле. Скажем лишь, что воровали с огоньком, забыв не только о своей совести и чести, но и о стране, над которой нависла прямая угроза. «Тем самым Зайнуллин и Сошников свои корыстные потребности поставили превыше интересов Родины», — сухо констатирует прокуратура.
Кстати, интересная деталь. Господин Зайнуллин работал в органах исполнительной власти Белгородской области с сентября 2021-го. То есть пришел в региональную власть вместе с нынешним губернатором господином Гладковым, который в январе 2022 года сделал Зайнуллина своим заместителем и министром имущественных и земельных отношений Белгородской области. А с 2016-го по 2019-й Зайнуллин возглавлял департамент земельных и имущественных отношений города Севастополя. Там же примерно в то же время в должности замглавы губернатора работал и Гладков. Но, возможно, это всего лишь совпадения?
А в октябре 2024 года, когда, вероятно, запахло жареным, Рустэм Зайнуллин «принял решение временно приостановить государственный муниципальный контракт» и вступить в добровольческий отряд «Барс-Белгород» для прохождения курса молодого бойца.
Как он сам объяснял, для восстановления навыков владения оружием и участия в СВО. Как видим, получить индульгенцию даже таким образом ему не удалось.
При подготовке публикации я ловил себя на мысли, что обо всем этом уже писал неоднократно — настолько, видимо, коррупция въелась в российский политический ландшафт. Фамилии другие, а схемы, методы одни и те же, как и главная чиновничья цель — нажиться на бюджете. Вот и факты, фигурирующие в деле по хищениям в Белгородской области, аналогичны фактам из области Курской.
Напомним: 19 марта этого года Ленинский райсуд Курска удовлетворил аналогичный иск Генпрокуратуры о взыскании более 4,1 млрд рублей с бывших топ-менеджеров областной «Корпорации развития» и других участников строительства линий обороны на границе с Украиной. Они должны были возвести защитные сооружения к концу 2023 года, но работы так и не завершились. В итоге в августе прошлого года части ВСУ прорвали границу и смогли занять часть Курской области. По уголовному делу, расследование которого инициировали прокуроры, в качестве обвиняемых проходят руководители «Корпорации», а также экс-губернатор Курской области Алексей Смирнов и его первый зам Алексей Дедов.
В показаниях фигурантов упоминался и другой экс-губернатор Курской области, а потом министр транспорта Роман Старовойт. Он руководил областью с осени 2018-го по май 2024-го, и упоминание его в расследовании хищений, приведших к прорыву врага, смертям и страданиям наших сограждан, вполне логично. Ну не может же губернатор не знать, что и как делается на границе с вражеским государством? Не может же он за это не ответить? Это если предположить, что сам он не только не брал, но и ни сном ни духом не ведал. В чем, конечно, есть сомнения. Эксперты оценили недвижимость Старовойта как минимум в миллиард рублей, что плохо соотносится с чиновничьей зарплатой. Но, как говорится, не пойман — не вор...
А теперь его уже и не поймать: господин Старовойт отправился в мир иной. По официальной версии, покончил жизнь самоубийством. По другой, активно обсуждаемой в прессе и в кулуарах, его убрали, чтобы в ходе расследования не всплыли новые фигуранты и факты «незаконного обогащения за счет бюджетных средств, выделенных на оборону страны». В любом случае Старовойт, как, наверное, подумают некоторые, поступил благородно: избавил страну от пугающих подробностей, а семью обеспечил на несколько поколений. Ведь уголовного дела, которое, по слухам, должны были возбудить вслед за его отставкой 7 июля, теперь не будет. А значит, и имущество чиновника не конфискуют.
Как видим, коррупционные схемы похожи одна на другую и, судя хотя бы по этим двум делам, не являются чем-то из ряда вон выходящим. Коррупция стала элементом политической системы, чуть ли не ее приводным ремнем. На прицел правоохранителей попадают лишь потерявшие меру, утратившие доверие, совершившие политические оплошности, но очень многим казнокрадам удается избежать скандала и наказания. В Белгородской и Курской областях это не позволил сделать враг, испытавший прочность оборонительных сооружений, при возведении которых «корыстные потребности были поставлены превыше интересов Родины».
Две истории, повторим, похожи как две капли воды. Даже суммы, которые были выделены из бюджета на строительство пограничных сооружений — противотанковых заграждений, огневых точек, блиндажей и прочего, — одинаковые: 19,4 и 19,5 млрд рублей. В обоих случаях есть замы губернатора, отвечающие за капстроительство, есть областная подрядная структура, раздававшая деньги «кому следует». В курском варианте задействован еще и глава правительства региона, ставший потом губернатором. И есть миллиардные хищения. Различие лишь в том, что один губернатор, допустивший (как минимум) воровство средств, выделенных на оборону страны, мертв, а другой как ни в чем не бывало на прошлой неделе докладывал президенту России о текущих делах в регионе.
Курская история разматывается чуть дольше белгородской. Курские коррупционеры, которых поначалу обвинили в мошенничестве, не особо откровенничали со следователями. Расчет тут простой: дадут восемь лет за мошенничество, через пять лет освободят досрочно — и на волю с частью наворованного. Дело пошло, когда следствие предъявило обвинения по более серьезным статьям — организация хищения бюджетных средств в составе организованной группы. Чтобы избежать осуждения на 20 лет, некоторые из фигурантов заключили соглашение со следствием и стали разговорчивее. Возможно, именно этим и объясняются отставка Старовойта и его внезапный уход из жизни.
Впрочем, речь может идти о вещах и посерьезнее казнокрадства. Лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов считает, что присвоение бюджетных средств сродни государственной измене, когда речь идет об обороноспособности государства. Вот его слова: «Казнокрады не просто воруют деньги из бюджета — они фактически помогают врагу. И это не фигура речи, а суровая реальность наших дней. Формулировка «специальная военная операция» должна подразумевать строгость к преступникам и изменникам по законам военного времени. Необходимо ввести уголовную ответственность за незаконное обогащение для чиновников. Если они живут не по зарплате, не могут подтвердить законность приобретения имущества — своего и своих родственников, — это уже основание для уголовного дела с последующей конфискацией».
Но это едва ли не единственное жесткое мнение, высказанное в последние дни. Зато на церемонию прощания с Романом Старовойтом съехалось чуть ли не все правительство во главе с вице-премьерами. О скоплении правительственных «Ауросов», обилии цветов и пафосных речах в память о господине Старовойте написал допущенный в высшие сферы корреспондент.
Похоронен Старовойт на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, на его могиле поставили православный крест. Хотя православная традиция, которая считает самоубийство неискупимым грехом, исключает и то и другое. Но представитель РПЦ произнес что-то невнятное в оправдание. Об ушедшем и сейчас говорят в превосходной степени, представительские портреты этого государственного деятеля красуются в интернете. И спортсмен он отличный, и семьянин чудесный, и управленец выдающийся. А заодно вся страна теперь знает в лицо некую Полину — студентку, модель, занимавшую место ну очень близкой помощницы экс-министра.
Нам будто пытаются внушить нехитрую мысль: плевать на интересы страны, воровать можно и даже нужно, если хочешь быть «в системе». Можно совершать любые грехи, если ты в этой системе «свой парень».
Правда, некоторым может не повезти...