Со следующего года в Минпромторге хотят возродить знак качества для отечественной продукции. Его будут присваивать лучшим российским брендам. Предполагается, что знак способен повысить продажи аж на 60%. Во всяком случае так считает замруководителя рабочей группы Минпромторга по созданию «Российской системы качества» Максим Протасов.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Советской экономике товарный знак не сильно помог. Над ним больше потешались. И вообще само его появление — знак не качества, а отчаяния, беды, поскольку в стране тогда практически не было экономических стимулов. Товарный знак сегодня — это малопродуктивная ностальгия или откровенное лукавство. Все люди в мире смотрят на цену и читают отзывы о качестве продукта. И россияне вряд ли станут исключением, сколько бы ни старались чиновники.
Олег Буклемишев, доцент экономического факультета МГУ
— Как вы думаете, швейцарским производителям часов нужен особый знак? В нашем случае возрождение волшебного пятиугольника (так когда-то выглядел советский знак качества) ничего не изменит. Производители станут развешивать наклейки, а люди — просто отворачиваться. Есть законы конкуренции, там такие хитрости не проходят. В Советском Союзе не было рыночной конкуренции, потому и возникали подобные идеи, но сейчас это выглядит странно.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— В Советском Союзе знак качества означал соответствие продукции стандартам. Но стандарты в России отменили в 2001 году, преподнеся нам это как достижение. Их попытались заменить техническими условиями, но толком их так и не разработали. Чиновники Минпромторга напоминают мне шаманов, которые рисовали сцены охоты и верили, что это действительно поможет им подстрелить животных.
Галина Рыжова, пенсионерка
— Я работала на камвольно-суконном комбинате и хорошо помню, как внедрялись эти знаки качества в нашей отрасли: знаки были, а качество отсутствовало. Мы, честно говоря, гнали тусклую, унылую продукцию. И потому советский человек готов был переплачивать вдвое, чтобы купить что-то импортное. Да не итальянское, как сейчас, а хотя бы болгарское или венгерское. А уж «сделано в Югославии» — это было пределом мечтаний...
Сергей Васильцов, депутат Госдумы от Компартии РФ
— Подобными предложениями в министерстве задним числом признают, что идеи из советской экономики все еще востребованы. Правда я сомневаюсь, что возрождение знака качества аж на 60% увеличит продажи товаров. Из других идей новую актуальность обретают проблемы повышения роли государства в экономике и поддержки отечественного производителя.
