15 ноября Ил-76 с семью членами экипажа и 31 военнослужащим Внутренних войск на борту заходил на посадку. В это время другой такой же самолет, но без пассажиров, на боковой рулежной дорожке ждал разрешения на взлет. Его командир Максим Дубенков должен был получить от диспетчера команду, когда можно будет свернуть на взлетно-посадочную полосу. Для этого сначала надо должен был приземлиться тот "Ил", что находился в воздухе. Но неожиданно этот самолет вышел на связь с экипажем Дубенкова.
- Почему не выруливаешь? - услышал Дубенков от своего коллеги.
По утверждению сотрудников махачкалинского аэропорта, летчик заходящего на посадку самолета убеждал Дубенкова сворачивать на полосу и взлетать, поскольку сам находится еще достаточно далеко.
- Разговор происходил на повышенных тонах и напоминал перебранку, - рассказал "Труду" один из сотрудников аэропорта.
Спор закончился лишь после того, как из диспетчерской приказали экипажам прекратить разговоры в эфире. Но к этому моменту, как считает следствие, Максим Дубенков успел выехать за запретительную черту, нос его самолета оказался впритык к взлетно-посадочной полосе. В итоге севший "Ил" врезался левым крылом в пилотскую кабину.
Максиму Дубенкову снесло голову, а его тело нашли лишь спустя сутки. Погибли также бортинженер Князевич, борттехник Тупицын, радист Алехин. Еще четверо членов экипажа получили тяжелые травмы. На врезавшемся самолете никто не пострадал, у него лишь повреждено крыло.
Инструкции на крови
Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель РФ:
- Специалистам абсолютно понятно, что командиры двух самолетов сами организовали себе ЧП, причем на ровном месте. Ситуация была простейшей, как при пересечении на автомобилях регулируемого перекрестка. Зачем устраивать в эфире какие-то переговоры между собой? Это категорически запрещено по инструкции, всем движением в аэропорту управляет только диспетчер. Вообще махачкалинский аэропорт очень коварный для тяжелых транспортных самолетов Ил-76: ширина взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Уйташе всего 42 метра, а размах крыльев у "семьдесят шестых" - 50 метров. К тому же и сел врезавшийся транспортник, как теперь выясняется, не по оси ВПП, а на 20 метров левее. То есть еще ближе к пострадавшему самолету. В очередной раз подтвердилась старая истина: все инструкции для летчиков написаны кровью.