Российские власти озаботились усилением трудовой дисциплины: вице-премьер Ольга Голодец поручила министру труда и социальной защиты Максиму Топилину рассмотреть предложение Общественной палаты о запрете использования социальных сетей в рабочее время. Также министр получил рекомендацию обсудить этот вопрос с Федерацией независимых профсоюзов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Общественной палатой.
Ни игр, ни чатов
Некоторые из упомянутых организаций ранее уже выступали с предложениями внести в Трудовой кодекс нормы, которые бы запрещали работникам вести личную переписку и разговоры в рабочее время. Инициировал запретительную активность председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Владимир Слепак.
В январе он направил письмо вице-премьеру Ольге Голодец, в котором заявил, что «понятие трудовой дисциплины воспринимается весьма условно, и всем известны ситуации демонстрационного постоянного частного общения работников в чатах или увлеченного активного участия в компьютерных играх, что является очевидным нарушением трудовых отношений».
Аргументируя свою позицию, Слепак сослался на опыт Западной Европы, а именно – решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Barbulescu vs Romania (Барбулеску против Румынии), когда румынского инженера уволили за то, что в рабочее время написал письмо невесте. ЕСПЧ постановил, что работодатель имеет право знать, чем занимается работник в течение рабочего дня, и разрешил использовать технические и программные средства по отслеживанию личных коммуникаций на средствах связи, предоставленных сотрудникам работодателем.
Все запреты уже есть
Стоит отметить, что позиция представителя Общественной палаты не встретила однозначной поддержки ни у коллег, ни у профильных ведомств. В пресс-службе ОП журналистам пояснили, что запретительная инициатива отражает личную позицию Слепака, а не Палаты в целом. В Минтруде же подтвердили получение распоряжения, однако отметили, что не видят каких-либо предпосылок для введения дополнительных запретов.
«Все уже прописано в Трудовом кодексе, - заявили в ведомстве. – Подобные вопросы могут регулироваться коллективным договором, локальными нормативными актами, например правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями или, допустим, в инструкции по охране труда работников организации».
При этом в Минтруде подчеркнули, что по данному поводу обращений со стороны работников и работодателей не было вообще, а касательно споров о разговорах по мобильным телефонам имело место лишь одно обращение. «Делаем вывод, что работодатели и работники без проблем решают эти вопросы в рамках действующего законодательства. На каких сигналах основывается мнение автора инициативы, нам неизвестно», – резюмировали представители ведомства.
Аналогичного мнения придерживается и советник президента по вопросам Интернета Герман Клименко. «Мне кажется, режим труда всегда определялся предприятием. Где курить. Сколько и каких перерывов. Когда обед. Не очень понимаю, зачем вмешиваться государству в отношения коммерческих компаний и соцсетей, - отметил Клименко. – Но, возможно, я не знаю всех нюансов законодательства», - добавил он.
В свою очередь управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина отметила, что действующие нормы трудового законодательства вполне достаточны для регулирования отношений. «Я поддерживаю позицию Минтруда. Трудовым кодексом все вопросы, связанные с дисциплиной работника на рабочем месте, отрегулированы. Работодатель сам может принимать решения, что запрещать, а что нет. Естественно, в рамках закона. В принципе никакого дополнительного регулирования не требуется. Мы посоветуемся со своими работодателями и членским организациями и выясним, как они к этому относятся», – сказала Москвина.