Общероссийское движение «Таджикские трудовые мигранты» готовит заявку в московскую мэрию с просьбой санкционировать митинг. На мероприятие, которое запланировано на октябрь, организаторы намерены собрать 100 тысяч человек. Об этом сообщил корреспондентам «Известий» руководитель движения Каромат Шарипов.
На этом митинге, по его словам, приезжие хотят потребовать привлечь к ответственности недобросовестных работодателей, использующих тяжелый труд гастарбайтеров и затем «кидающих» людей на зарплату, а также владельцев московских рынков, которые де-факто держат мигрантов в рабстве, отнимают у них паспорта и месяцами не выпускают за пределы места, которое становится для мигранта и рабочим, и жилым.
«Выступить в России, чтобы услышали в Таджикистане»
«По нашим данным, на двенадцати рынках Москвы находятся фактически в рабстве тысячи таджиков, - рассказал Шарипов. — Например, в торгово-ярмарочном комплексе «Москва» в Люблино мигранты полностью находятся во власти надзирателей рынка».
По информации «Таджикских трудовых мигрантов», каждый работник комплекса обязан платить бригадирам 5 тысяч рублей «за койко-место». Это касается и тех, кто не хочет проживать на территории «Москвы». Назвал Шарипов и еще два рынка, где, по его сведениям, содержится в неволе большое количество мигрантов: это «Садовод» и «Международный».
Разумеется, отметил глава организации, в чужую страну среднеазиаты едут не от хорошей жизни. В том же Таджикистане, например, чрезвычайно остро стоит проблема рабочих мест. И этот вопрос, подчеркнул Шарипов, также будет поднят на митинге.
«У нас на родине митинги, затрагивающие эту проблему, не проводятся, - пояснил он. - Их там просто не согласовывают власти. Поэтому мы хотим, чтобы нас услышали в Таджикистане с помощью международных правозащитников и через СМИ».
Наконец, собираются мигранты поддержать и своих соотечественников, томящихся в настоящее время в тюрьмах за несогласие с политикой таджикских властей. «У нас на родине политзаключенные находятся за решеткой по 26 лет», - рассказал Шарипов. Организаторы мероприятия хотят потребовать пересмотреть их дела.
Руководитель «Таджикских трудовых мигрантов» выразил надежду, что к чаяниям его соотечественников не останутся равнодушны и россияне, часть из которых придет их поддержать. «Конечно, выдвигаемые требования касаются Таджикистана, но одновременно это и проблема России, — сказал Шарипов. — Два миллиона таджиков находятся на территории страны, из них миллион относится к категории молодежи. И российские власти не могут игнорировать такое количество людей.
Я уверен, что местное население нас тоже поддержит, особенно жители Люблино, поскольку именно в этом районе находится один из самых проблемных рынков, и они также заинтересованы в разрешении ситуации с нелегальными мигрантами», - добавил глава организации.
На рынке все спокойно
Журналисты обратились за комментариями к руководству рынков, которые Шарипов отнес к числу крайне неблагонадежных.
Реакция представителей рыночного бизнеса оказалась вполне предсказуемой. Администрация Люблинского торгового комплекса отказалась комментировать ситуацию. Специалисты рекламного отдела комплекса «Садовод» заявили, что «впервые слышат» о нелегальных мигрантах на своем предприятии. А в руководстве «Международного» сообщили, что в продавцы набирают исключительно россиян, а мигрантов на рынке трудится всего 10-15 человек. Это подсобные рабочие, и все они находятся на российской территории легально.
«У нас небольшой рынок, и я даже представить себе не могу, чтобы мы разместили на своей территории несколько тысяч человек, - заявил представитель администрации «Международного». Даже огромный «Садовод» сотню мигрантов не сможет у себя держать. Кроме того, за последний год к нам приезжали сотрудники ФМС десятки раз, от двух до пяти раз в месяц. Поэтому мы никак не смогли бы скрывать наличие нелегальных мигрантов».
Драку заказывали?
Некоторые из экспертов, комментируя идею митинга, усомнились в том, что организаторам удастся собрать такое значительное число участников.
«Мигранты — это люди, которые сами на митинг не пойдут, - выразил свою точку зрения заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Они стараются как можно реже попадать в объективы камер и лишний раз не сталкиваться с работниками правоохранительных органов. Поэтому вряд ли их заинтересуют какие-то уличные акции, которые могут привести к проблемам».
Маловероятно, по мнению Макаркина, и то, что москвичи выйдут поддержать приезжих с их требованиями. «Горожане в какой-то степени боятся мигрантов и считают их угрозой, - пояснил эксперт. - Если соберется группа иностранцев и начнет что-то обсуждать, выступать с трибуны, то москвичи, скорее всего, будут искоса посматривать». А радикальные националисты и вовсе могут устроить какую-нибудь провокацию или организовать драку, - добавил политолог.
Председатель совета международного альянса «Трудовая миграция» Николай Курдюмов отметил, что ощутимая часть вины за проблемы, против которых собираются протестовать таджики, лежит на диаспоре. Ведь, прежде чем оказаться в рабстве, мигранты сознательно идут на риск, связываются с недобросовестными посредниками, как правило, «по наводке» соотечественников, и едут в Россию, не убедившись, что их ждет здесь рабочее место. Диаспоре, отметил Курдюмов, следует вначале организовать качественное информирование въезжающих об их правах, научить сограждан избегать обмана.
Обозреватели отмечают, что в начале августа организация «Молодежь Таджикистана» уже пыталась провести митинг. Правда, на него собиралась прийти всего тысяча человек. Но мероприятие не согласовали московские власти: они заявили, что «Молодежь Таджикистана» не имеет официальной регистрации в Минюсте.
Движение «Таджикские трудовые мигранты», в отличие от своих предшественников, такую регистрацию имеет; оно официально существует с 2008 года.