В своих прогнозах на 2026 год экономисты сходятся: в большинстве отраслей ожидается небольшое повышение зарплаты со значительным ростом рабочей нагрузки. Между тем еще недавно опросы показывали абсолютное неудовлетворение своими доходами у 54% работников, а полностью довольными были лишь 16%. И вот неделю назад Росстат объяснил причину: за неполный год средняя предлагаемая зарплата россиян выросла на небывалые 14% и составила 83,7 тысячи рублей в месяц.
Это не так много, если учесть, что в Германии, Австрии, Нидерландах, Франции, Бельгии средняя зарплата составляет 3-4,4 тысячи евро в месяц, а в Испании, Чехии, Эстонии, Словакии и прочей Европе — 1,5-3 тысячи евро. Но одновременно и инфляция в России, если верить официальным показателям, опустилась до минимальных значений, власти обещают притормозить ее «где-то вблизи 4%».
Картину благоденствия портят лишь данные соцопросов: еще с весны они начали показывать у населения устойчивый рост ожиданий негативных перемен в экономике. И доля оптимистов снизилась до 27% — это минимум с 2022 года. И даже продажи мороженого минувшим летом сократились на 7,1%, что тоже свидетельствовало о нахмуренном состоянии души. Появились смутные подозрения, что в официальных цифрах что-то не так, и вскоре Ассоциация российских банков (АРБ) предъявила совсем другие данные: реальная инфляция в России составляет 15,3%. И даже эту цифру некоторые называют слишком оптимистичной...
Росстатовские цифры опровергались и ценами в магазинах промышленных товаров, где торговля боролась с возрастающей дороговизной импорта и шла на скидки. И появилась новая тенденция: стремление людей продлить сроки службы ранее купленным гаджетам, из-за чего выросли продажи аккумуляторов, стекол, чехлов и т. п. А магазины «Товары для дома» недосчитались 18% покупателей, значительно сократилась загрузка мощностей производителей мебели и стройматериалов.
Одновременно росли депозитные накопления россиян в банках и: зарплатные ожидания граждан (за последние пару лет поднялись на 75%). Свежие опросы показывают: средняя зарплата, которую хотели бы получать экономически активные граждане в 2026 году, составляет 214 900 рублей в месяц (год назад хотели 123 500). И среди опрошенных уже нет тех, кто готов (хотя бы на словах) получать меньше 100 тысяч...
Но опросы работодателей показывают: реальную прибавку в новом году получат в основном не активные, а низкооплачиваемые.
В наступающем году зарплата по стране вырастет в основном у бюджетников (индексация с 1 января составит 7,6%, то есть на «официальную инфляцию»). Не выше, а скорее ниже ожидается прибавка в розничной торговле, общепите, в сфере массовых услуг. Да и в целом по стране, по оценке Банка России, в 2026 году номинальная зарплата в среднем по экономике вырастет на 8,4%, а реальный рост (с учетом инфляции) составит лишь 2,7%. И если в уходящем году экономическая стагнация ударила в основном по большим и многолюдным производствам — автомобильным, металлургическим, строительным, — то наступающий будет «испытывать на прочность» малый и средний бизнес, сферу легкой промышленности, услуг.
Сокращение трудоспособного населения (примерно 1,5 млн человек в 2025-м и еще 1,4 млн в 2026 году) — это не только обострение кадровой проблемы на селе (картошку копать некому), но и потеря платежеспособной клиентуры в городах. Результат уже предугадывается: по данным опросов, 15% городских предпринимателей всерьез рассматривают возможность закрытия бизнеса, а еще около 30% находятся в состоянии неопределенности и будут принимать решение по итогам 2025 года.
Но и без того в большинстве сфер приложения труда зарабатывание денег уже превращается в почти «индивидуальное предпринимательство». Например, в IT-сфере прогнозируется прибавка в 10-15%, а в оборонной промышленности и высокотехнологичном машиностроении спада производства не ожидается и доходы занятых работников могут увеличиться на 10-20% и более из-за растущего дефицита специалистов. Однако именно в этих относительно благополучных и богатых отраслях, по данным соцсетей, рост заработков уже начал обеспечиваться втихую, с не фиксируемым увеличением производственной нагрузки на каждого специалиста. Участники этой схемы рассказывают, что она все чаще применяется в стартапах и других немассовых проектах, нередко «левых», где каждый сотрудник совмещает несколько ролей одновременно и вынужден работать «от темнадцати до темнадцати».
Чаще всего под раздачу попадают рядовые специалисты и младшие менеджеры, которые фактически выполняют обязанности вышестоящих уровней. Наиболее ощутимо это проявляется в компаниях, где высока скорость изменений и нагрузка на работников постоянно перераспределяется. В случае удачного завершения проекта его участники могут получить «премию за энтузиазм», но размер ее для низового исполнителя почти всегда загадка. Если же проект прогорает, рядовые исполнители остаются на бобах и жаловаться им некуда.
Кадровая проблема никуда не исчезла и в самом низовом звене любого производства, особенно материального. Но ее попробуют решать иным путем — с апреля 2026 года в стране ожидается увеличение максимальной продолжительности сверхурочной работы россиян до 240 часов в год с действующих ныне 120 часов — «если это предусмотрено коллективным договором или отраслевым соглашением». Как заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, «это даст возможность россиянам получать вторичную занятость на своем основном рабочем месте, а не искать подработку на стороне». Во что это выльется в реальности, узнаем в новом году. В новых нормативных документах специально оговаривается, что речь идет о сверхурочной работе «с согласия работника и оплатой такой работы в повышенном размере». Но процент этого повышения не указывается.
Россия в этом не одинока. В минувшем октябре парламент Греции принял закон, позволяющий работодателям продлевать рабочий день с нынешних 8 до 13 часов. Инициатор новшества, Министерство труда и социального обеспечения, назвало этот документ «Справедливая работа для всех».
В Германии недавний опрос, проведенный Объединением немецких профсоюзов (DGB), показал, что сверхурочная работа стала нормой для многих немцев. Пятая часть опрошенных сообщили, что в среднем трудятся на 1-5 часов в неделю дольше, чем оговорено в контракте. Почти четверть заняты сверхурочно более 5 часов. Для 10,1% штатных сотрудников продолжительность рабочего времени, включая сверхурочные, составляет свыше 48 часов в неделю.
Правда, сверхурочная работа у немцев чаще встречается при занятости на дому: 52% опрошенных заявили, что в среднем перерабатывают 1 час. Хотя причины такой переработки понять трудно. Однако Объединение немецких профсоюзов, ссылаясь на данные Института исследований занятости (IAB), заявляет, что 53,6% всех сверхурочных часов, отработанных на дому в 2024 году, не было оплачено. Но параллельно немецкие профсоюзы успешно добиваются увеличения зарплаты без удлинения рабочего дня. «Никого нельзя принуждать к дополнительной работе — это четко прописано в договоре», — заявил по этому поводу глава профсоюза Verdi Франк Вернеке. И в нынешнем году в результате забастовки в Германии уже добились повышения зарплаты более 2,5 млн сотрудников муниципальных администраций, воспитатели в детских садах, работники по уборке мусора, водители общественного транспорта... С 2027 года всем им также будет предоставлен дополнительный день отпуска. Кроме того, большинство сотрудников смогут обменять часть своей 13-й зарплаты на три дополнительных выходных дня.
А в Венгрии предложение премьер-министра Виктора Орбана о резком увеличении допустимых часов сверхурочной работы с 250 до 400 часов встретило крайнее неприятие граждан и профсоюзов и стало причиной масштабных акций протеста под лозунгами: «Мы протестуем против рабского закона» и «Заставьте вашу мать работать сверхурочно!». Согласно закону, работодатель может назначать сверхурочные 250 часов в год каждому работнику, а с его согласия эти часы могут быть увеличены. В Кабинете министров полагают, что таким образом граждане смогут больше зарабатывать. При этом сейчас около 350 тысяч венгров трудятся в других странах ЕС, и противники премьер-министра спрашивают: побудит ли новый закон возвращаться домой этих трудовых мигрантов?
Международные профсоюзы тоже негативно отреагировали на инициативу. Глава Глобального союза IndustriALL Вальтер Санчес от имени своей организации призвал правительство Венгрии «действовать в строгом соответствии с национальными и международными трудовыми стандартами. Повышение конкурентоспособности не должно основываться на ухудшении положения работников и ущемлении их прав»...
В общем, хотите больше получать — вкалывайте! И перевода этой фразы на другие языки не требуется.