Год назад мы уже обращались к нашим экспертам с точно таким же вопросом. И вот 2025-й уходит в прошлое, но остается прежнее ощущение безвременья, и все тот же вопрос висит в воздухе. Прогнозы и надежды кружатся, будто снежные хлопья, завалившие большую часть России. Что останется от них, когда снег растает?
Алексей Макаркин, политолог
— В чем феномен Чубайса? Он годами и десятилетиями пользовался исключительным политическим иммунитетом. Есть разные версии, на чем этот иммунитет держался. Возможно, на том, что в Кремле знали: это менеджер, способный реализовать большие проекты. Первый из них — приватизация. Ее методы многих в стране до сих пор возмущают, но безболезненно перейти от командно-административной экономики к рыночной никому не удавалось. Болезненно проходила приватизация даже в Великобритании при Тэтчер, там это тоже вызвало возмущение. Второй проект Чубайса — реформа электроэнергетики. И эта отрасль продолжает развиваться в русле той реформы. Мы помним блэкаут в Москве и аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, но за долгие годы после этого подобных ЧП не было. А с нанотехнологиями все оказалось сложнее. Чтобы «Роснано» взлетело, нужен свой Илон Маск. А такие люди появляются в иной политико-социальной среде.
Константин Калачев, политолог
— Чубайс молчит. Возможно, одна из целей нынешних исков профилактическая: молчи и дальше! Представить, что государство в лице корпорации рассчитывает вернуть хотя бы часть потраченных впустую средств, как-то наивно. Хотя, даже если Чубайс вдруг и заговорит, это не вызовет потрясений — его время ушло.
Павел Салин, политолог
— Очевидно, что Чубайсу на самом верху было дозволено уехать из страны с активами. Возможно, нынешними претензиями и судебными решениями его хотят приструнить за то, что не проявил себя активным посредником в диалоге с Западом, на что, видимо, рассчитывали в Кремле. Но удастся ли «Роснано» взыскать свои миллиарды с бывших руководителей? Сильно в этом сомневаюсь. Думаю, эти сомнения разделяют все, кто имеет представление о кремлевской кухне.
Максим Шевченко, публицист
— Владимир Путин весьма обязан Чубайсу, поэтому тот и держался в элитах так долго. В 1998-м он предложил выдвинуть Путина на президентский пост. Чубайс — один из конструкторов РФ, папа Карло Российской Федерации, которую он выточил из Советского Союза. А теперь что с него взять? Активы он явно вывел, стал «человеком мира». Он не вернется, а деньги — тем более.
Дмитрий Абзалов, руководитель Центра стратегических коммуникаций
— На носу парламентские выборы, под это дело хорошо идут антикоррупционные разоблачения. А Чубайс в глазах миллионов россиян — как красная тряпка для быка. Но пройдет немного времени, и все успокоится, Чубайс сможет вернуться, и даже с деньгами, получив гарантии об отсутствии уголовного преследования. Тут еще нюанс: с возвращением Трампа в Белый дом Чубайс и его люди перестали выступать в роли переговорщиков с Западом. Теперь эта функция перешла к Кириллу Дмитриеву, он теперь восходящая политическая величина.