Еврокомиссия пока сняла вопрос о конфискации замороженных российских активов с повестки саммита ЕС, о чем первым сообщил в соцсетях премьер-министр Венгрии. Благодаря твердости Виктора Орбана другие недовольные авантюрой страны-члены смогли выстоять под давлением главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен и канцлера Фридриха Мерца. «Закулисные переговоры и даже борьба вчера вечером привели к результатам, и, если я правильно понял, что сказала председатель Еврокомиссии, российские активы не будут фигурировать на столе переговоров завтра», — заявил Орбан.
Можно выдохнуть? Это означает, что план бесконечного содержания Украины Европой трещит по швам, так как денег в бюджете Евросоюза для продолжения войны не хватает. Без вливания российских активов в милитаризацию Европы поток военной помощи ВСУ может превратиться в ручеек к лету 2026-го.
The New York Times была уверена, что «текущая неделя должна была стать ключевой для будущего Европы и Украины, поскольку решение саммита ЕС о российских активах определяло переговорную позицию Киева и роль союза в урегулировании конфликта». Предоставление Киеву «репарационного кредита» за счет России должно было стать не только ключом к неограниченной поддержке Киева, но и поворотным моментом для закрепления геополитического значения Европы в «напряженную эпоху» и давало шанс показать президенту США всю непокорность и решительность евросоюзников.
После того как решением Евросовета 12 декабря были заморожены активы ЦБ РФ, Еврокомиссия пошла дальше, выбивая из стран-членов согласие на их использование для текущих нужд Украины. Речь, напомним, шла о суммах от 185 до 210 млрд евро в виде «репарационного кредита, который Украина могла бы вернуть только после выплаты ей Москвой материального ущерба». МИД РФ сразу отверг эти идеи, но глава ЕК, поддержанная Берлином, решила сыграть ва-банк.
Накануне саммита Италия, Мальта, Словакия, Венгрия, Чехия, Болгария высказались против предложения Еврокомиссии выделить Украине кредит за счет российских депозитов, хотя они же участвовали в голосовании за их бессрочную блокировку. Франция также выступила против использования российских 18 млрд, хранящихся в ее коммерческих банках, не желая подставлять под иски свою кубышку. Собственно, ни одна страна ЕС не выказала готовности рисковать своим благополучием и соучаствовать в «ограблении по-европейски».
Главным же препятствием стала позиция Бельгии и Европейского центрального банка (ЕЦБ), которые сочли подобную экспроприацию незаконной и угрожающей репутации страны — держателя авуаров и стабильности в еврозоне. Бельгийский депозитарий Euroclear отказался санкционировать изъятие средств ЦБ РФ, опасаясь потерять из-за ответных мер Москвы свои активы в России на 16 млрд евро. Директор Euroclear Валери Урбен заявила, что активы ЦБ РФ — это деньги российского народа, и пригрозила пойти в суд, если ЕК сможет продавить свое решение. Агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Euroclear до уровня Watch Negative, объясняя решение ростом юридических рисков и угрозой ликвидности депозитария, «если его обязательства перед Банком России окажутся подлежащими выплате».
Канцлер Германии, который ратовал больше всех за конфискацию, расценивал шансы ЕС достичь соглашения по российским деньгам на саммите 18-19 декабря как 50 на 50. Теперь Мерц утешает всех тем, что российские активы уже заморожены в Европе надолго и ни российский Центробанк, ни Кремль не получат к ним доступ в обозримом будущем. Но распотрошить их из главного хранилища Брюсселя у всех на глазах оказалось делом опасным. Еврочиновников смутило, что категорически против конфискации неприкасаемых резервов РФ выступили США. МИД КНР тоже предупредил Брюссель, что трогать чужие деньги для Евросоюза будет самострелом.
Впрочем, деньги для Украины — только часть переговоров. В Берлине евросоюзники почти убедили посланцев Трампа в целесообразности усилий по «сдерживанию Кремля». Давление на Москву должно нарастать, даже если Европа получит небывалую эскалацию, когда попробует осуществить военное присутствие «коалиции желающих» на Украине. США и ЕС в закрытом режиме согласовали параметры гарантий безопасности, которые должны лечь в основу будущего соглашения о прекращении огня. ЕС возликовал: Трамп снова с Западом!
The New York Times выяснила, что отдельный закрытый документ содержит «детальные сценарии реагирования на возможную новую атаку РФ». Самое кардинальное предложение европейцев, воплощенное в документе, — это обязательства перед Киевом, аналогичные по содержанию статье 5 НАТО, в рамках которой члены блока обязуются прийти на помощь стране, подвергшейся нападению.
США и Европа договорились, что их устроит модернизированная и хорошо вооруженная украинская армия численностью до 800 тысяч человек. Кроме того, записали развертывание иностранных военных контингентов стран НАТО на западе и юге Украины. Правда, американцы посылать морпехов на Днепр отказались, но обещают поддержать коллег развединформацией и мониторингом за соблюдением перемирия. Хотя Владимир Путин недвусмысленно предупредил, что войск НАТО на Украине быть не должно.
Шеф Минобороны ФРГ Писториус сомневается в необходимости присутствия бундесвера на территории Украины. Италия и Греция посылать никого не будут. Даже Польша отказывается принимать участие в возможных многонациональных силах на Украине, как заявил премьер-министр Польши, возвращаясь из Берлина. «Это наше автономное решение. Оно не исходит из отсутствия у нас решимости или смелости. Польша имеет другое задание — защищать восточный фланг НАТО», — пояснил Туск. Из всех лидеров «коалиции желающих», не считая прибалтов, только Макрон и Стармер готовы поиграть в солдатиков, рассчитывая получить базы в Одессе и Очакове. Ну это если Москва остановит СВО до Днепра.
Правое издание The American Conservative предупредило, что хитрый план Зеленского добиться военного участия США в гарантиях безопасности для Украины обернется кошмаром для Америки и самих украинцев. Киев и европейцы срывают мирный процесс, предлагая России условия, на которые она не пойдет. Зато, когда Москву назначат виновной в отказе от мирного плана Вашингтона, на нее можно будет наложить новые санкции, а Киеву — получить гешефт в виде миллиардных дотаций и эшелонов с оружием. И можно будет вернуться к идее «репарационного кредита» за счет России.
Такой вот замкнутый круг.
