Главная Жизнь 01:01 20 Октября 2000 189
СТАЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ МПС
Как мы уже сообщали, в августе в правительство поступил подготовленный Министерством путей сообщения (МПС) проект "Концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта". Рассмотрение этого документа было запланировано на минувший понедельник
Емченко Федор

Проблема осложняется тем, что готовых рецептов реформирования железнодорожного транспорта в мировой практике не существует. В Европе, например, за последние два столетия каких только экспериментов не проводили! Его и приватизировали, и национализировали, и сдавали в аренду. Но что бы ни делала Европа со своими железными дорогами, ответа на вопрос - частными или государственными они должны быть - получить не удалось. Нынешняя структура собственности в железнодорожном хозяйстве стран мира очень разнообразна. Сейчас в Европе существуют практически все возможные схемы владения железнодорожными структурами. Рельсы, депо, вагоноремонтные заводы, вокзалы, грузовые станции контролируются как госкомпаниями, так и непосредственно государствами через транспортные ведомства. Аналогичная система существует в России уже более ста лет. Единое управление отраслью сыграло положительную роль в последнее десятилетие. В условиях падения экономики, передела собственности, хозяйственного хаоса стабильность перевозок послужила едва ли не единственной возможностью сохранения единого экономического пространства.
Однако с развитием рыночных отношений в стране, пусть незначительным, но ростом экономики все отчетливее обозначалась необходимость реформирования супермонополии, каковой является МПС. Сложившаяся здесь ситуация никак не вписывается в рамки рыночных отношений. Пассажирские перевозки убыточны. По данным МПС, сегодня пассажир оплачивает только четверть расходов на его доставку из пункта А в пункт Б. Катастрофическое положение с пригородными поездами. Убытки от этих перевозок должны покрываться из местных бюджетов. Но там, как правило, нет на это средств.
Вагонный и локомотивный парки находятся на грани полного износа. За последние десять лет объем грузовых перевозок упал вдвое. Поставки основных материалов и комплектующих деталей для железнодорожного транспорта осуществляются локальными монополистами. В стране осталось всего два завода, выпускающих рельсы. Такая же ситуация со стрелочными переводами, другими необходимыми товарами. Цены на них, естественно, постоянно растут. Вдобавок ко всему некоторые основные клиенты, такие, как угольщики, например, своевременно не платят за доставку своих грузов. В нынешнем году долги угольной отрасли достигали порой четырех миллиардов рублей.
Вот почему реструктуризация отрасли стала настоятельной необходимостью. О том, что и как предлагается осуществить, рассказывает первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин.
- Ход экономического и социального развития России показал, что реформирование отрасли следует проводить более решительно и радикально, чем прежде. Мы ведь и раньше занимались этим, но ситуация в стране была такой, что нас ничто не подталкивало. Сейчас другое дело. Цель реформы - обеспечение возрастающих потребностей в объемах и качестве перевозок на основе обновления производственно-технической базы и усиления государственного регулирования в естественно-монопольной и стимулирования развития конкуренции в конкурентных сферах деятельности.
Для этого необходимо вывести из МПС функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом. Надо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасль. Нужно разграничить в системе железнодорожного транспорта естественно-монопольные и конкурентные сферы деятельности. И обеспечить доступ компаний-перевозчиков к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта на разных уровнях.
Для этого предусмотрено создание хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества "Компания "Российские железные дороги" (РЖД) со 100-процентной госсобственностью. Учредителями ОАО выступает правительство РФ.
Реформирование предусматривает три этапа. До конца будущего года формируется необходимая законодательная и нормативно-правовая база. В следующие два года предполагается разделить функции государственного и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Затем, начиная с 2005 года и далее, продолжится создание и продажа частично или полностью пакетов акций дочерних компаний при сохранении 100 процентов акций самой компании РЖД в руках государства. Основные цели реформы, по нашему расчету, будут достигнуты к 2006-2007 году.
- Александр Сергеевич, помнится, в конце сентября у вас проходила конференция, посвященная концепции реформирования МПС. В зале тогда, кроме членов коллегии вашего министерства, сидели представители практически всех ведомств, а также администрации президента, парламентарии. Из итогов того обсуждения можно было сделать вывод, что все противоречия сняты. Почему же сейчас проект концепции вызывает споры?
- Наши оппоненты из Министерства по антимонопольной политике считают, что сначала надо вывести из состава МПС и приватизировать те подразделения и предприятия, которые не относятся к инфраструктуре железных дорог, то есть к монопольному сектору. И только потом на базе оставшейся инфраструктуры создавать компанию. При этом пакеты акций выводимых предприятий передать в уставной капитал компании при ее организации.
Проще говоря, они считают, что с самого начала надо создать холдинговую компанию, в которой инфраструктура будет отделена от организаций, связанных с эксплуатацией. А сами эти предприятия, занимающиеся перевозками, техническим обслуживанием и ремонтом, разделить по видам бизнеса.
Мы считаем, что бизнес на транспорте может быть связан только с перевозкой, за которую клиент платит деньги. Выделять же деповский ремонт локомотивов или вагонов в виде бизнеса - значит разорвать единую цепь технологического процесса перевозок. В нем образуются дополнительные стыки, что неизбежно приведет к увеличению затрат.
Простой расчет показывает: при едином производственном процессе, когда отсутствуют стыки между предприятиями, гораздо легче добиться основной цели реформирования - обеспечить возрастающий объем перевозок. К примеру, управление единым вагонным парком позволяет значительно улучшить экономические показатели использования его. Сегодня оборот вагона у нас составляет восемь суток. Раздели мы единую систему на несколько компаний, и оборот увеличится до 12 суток. А это дополнительные расходы.
Если же принять во внимание все затраты, которые неизбежно возникнут при холдинговом варианте, то для обеспечения предполагаемого в ближайшие пять лет 40-процентного роста перевозок необходимо будет увеличить расходы на 5 млрд. долларов. Либо потребуется на 13 процентов увеличить грузовые тарифы. Да и то при условии, что останутся фиксированными цены на энергоносители, промышленную продукцию для нужд железнодорожного транспорта.
В проекте концепции предстоящего реформирования МПС особо подчеркнуто, что целью реструктуризации отрасли является повышение качества услуг, постепенное уменьшение доли транспортной составляющей в конечной цене продукции. В отношении этих целей разногласий у авторов проекта с оппонентами нет. Не устраивает некоторых представителей МАП и Минэкономики эволюционный путь осуществления реформ. Они главным образом озабочены тем, чтобы на железнодорожном транспорте быстрее возникла конкурентная среда. Конкуренция, дескать, заставит предприятия и компании работать более эффективно, снижать затраты. Знакомая мелодия, не правда ли? Вновь предлагается шоковый вариант реформ. Но мы это уже проходили. Стоит ли вторично наступать на те же грабли?
- Такой шоковый вариант, - считает руководитель департамента экономики МПС Борис Лапидус, - безусловно, вызовет социальную напряженность в трудовых коллективах и нарушит создавшуюся в отрасли за многие годы благоприятную обстановку. Разработанная программа переобучения, трудоустройства высвобождающихся кадров пойдет насмарку. Мы ведь не сегодня приступаем к осуществлению реформ. Однако проводимая раньше, как ее сейчас называют, вялотекущая структурная перестройка не вызывала социальной напряженности в трудовых коллективах, поскольку все осуществлялось по согласованию с профсоюзом, без ущемления интересов работников.
Так и надо действовать дальше. Ключевая мера реформирования железнодорожного транспорта - это преобразование основной организационно-правовой формы предприятий в акционерное общество со стопроцентной госсобственностью. Все остальные меры выступают или как следствие, или носят обеспечивающий характер.
Кстати, весной нынешнего года Центром стратегических разработок в первоначальных вариантах реформирования железнодорожного транспорта не предусматривалось создание акционерных обществ. Речь шла о создании государственного унитарного предприятия, в котором бы на первоначальном этапе были сконцентрированы функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом. Однако такое реформирование не могло привести к достижению главной цели - обеспечению возрастающих потребностей в объемах и качестве перевозок на основе обновления производственно-технической базы и усиления мотивации работников в повышении эффективности работы. Низкой была бы и инвестиционная привлекательность предприятий железнодорожного транспорта.
Действительно, желающих вкладывать средства в государственные предприятия сегодня трудно найти в России. Крупных инвестиций можно ожидать прежде всего от частных перевозчиков и лизинговых компаний. Именно они способны сейчас приступить к техническому перевооружению подвижного состава. Ведь новые вагоны и локомотивы останутся в их собственности. Проект концепции как раз и предусматривает для них такую возможность вложения капиталов.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4952
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3133
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3008
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2805
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 2788
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?