Главная Культура 00:01 21 Апреля 2023 7807
Сергей Шакуров: А началось все с того, что я, показываясь в театре, сделал сальто

Остросовременная комедия с участием легендарного актера «Друг на час» уже завоевала симпатии зрителей

Анна Чепурнова
Жизнь прекрасна, и надо уметь ее ценить, убеждает нас Шакуров во многих своих фильмах. Фото Александры Копчевской

На телеканале ТНТ и в онлайн-кинотеатре PREMIER начался показ комедии «Друг на час» режиссеров Александра Бойкова и Эмиля Никогосяна. На российском фестивале «Пилот» этот сериал уже получил приз зрительских симпатий. Одну из главных ролей — бывшего заведующего педиатрией Николая Сергеевича, который не может привыкнуть к жизни на пенсии, — сыграл Сергей Шакуров. Хотя сам легендарный актер старше своего экранного героя, в работе он очень востребован — и в кино снимается часто, и театральную сцену не забывает. Но для беседы с «Трудом» Сергей Каюмович все-таки нашел время в своем плотном графике.

— Услуга «друга на час» сейчас довольно распространенное явление...

— Да ну?! А для меня, когда я прочитал сценарий, это стало открытием. Я вообще не знал, что можно кого-то нанять за деньги, чтобы он тебя слушал. Разве только гейшу?! И новизна этого факта отчасти сподвигла меня взяться за такую роль. Хотя главное в этой истории — извечная проблема взаимоотношений разных поколений. Мне кажется, режиссер Эмиль Никогосян, работавший с актерами, довольно глубоко и оригинально эту тему раскрыл.

— Если говорить о фильме, на стороне какого поколения ваши симпатии?

— Конечно, молодого! У моего Сергеича ведь наступил период, когда он с покойной женой разговаривал и сам умирать собрался. А тут нашелся энергичный пацан, Леха, заставивший старого мужика посмотреть на мир с иной точки зрения. И Сергеич вышел на новый виток в жизни, на которой уже почти поставил крест. Так что моему герою с Лехой очень повезло. Борька Дергачев, который его играл — замечательный веселый парень, легкий, и, как и я, не заморачивающийся на глупостях. Отличный артист. Поэтому мы работали душа в душу, как тандем — знаете, велосипед такой, на котором два человека педали крутят? Вообще, Эмиль Никогосян замечательную команду собрал.

— У вас что-то общее с Николаем Сергеевичем в характере есть?

— Нет, наверное. Но чем дальше от тебя герой, тем интереснее его конструировать, создавать.

Герой Шакурова не похож на него, но тем интереснее актеру создавать экранный образ. Изображение предоставлено пресс-службой онлайн-кинотеатра Premier

— Как вы думаете, почему у вашего поколения обращаться к психологам было не принято, а сегодня это стало нормой?

— По-моему, психологи сейчас больше сами себя навязывают. Но вообще раньше много чего не было — мобильников, интернета... Мне до сих пор странно, когда артисты роли учат, «сидя» в телефоне. А я по старинке — перо, бумага: выписываю от руки и свои слова, и реплики партнера, чтобы лучше врезалось в память. Я таким способом как бы через себя еще раз роль пропускаю.

На фильме работала крепкая команда, рассказывает Сергей Каюмович

— Одна ваша коллега мне как-то жаловалась, что с молодыми трудно работать — заслуженных артистов они не уважают, советское кино не смотрели...

— А я никого не осуждаю. Я в пень не превратился, моему младшему сыну Марату 18 лет. С молодыми нахожу общий язык, прекрасно понимаю и то, как они разговаривают, и какое кино снимают. Я вообще не имею права их критиковать, если только они задницу голую не показывают в храме.

— Неужели вас ничего не может возмутить в общении с молодыми актерами?

— Когда меня что-то коробит, я предпочту этого не демонстрировать, чтобы не помешать творческому процессу. Считаю, сильный человек в каких-то случаях свое негодование внутри себя погасит, а слабый выплеснет наружу. Конфликты и склоки ненавижу. Но если то, что мне не нравится, принципиально, просто поворачиваюсь и ухожу.

— А что вас восхищает в молодом поколении?

— Ну вот, например, Эмиль Никогосян — замечательный режиссер и человек интересный. Он иногда для моей роли такие ходы придумывал, что мне казалось, я так сделать не смогу, хотя у меня столько опыта, и я вроде все умею. Но тут я начинал сам в себе сомневаться, чего обычно практически не бывает. А потом помучавшись, поразмышляв час-полтора во время обеда, я начинал понимать, как здорово то, что Эмиль предлагает, и думал, как это воплотить. Так что приходилось самого себя переворачивать, делать кульбиты в переносном смысле этого слова.

— Наверное, в вашей жизни уже бывали режиссеры, сподвигнувшие вас на что-то подобное?

— Да, гениальные. Например, Никита Михалков. Он мне придумал рисунок роли в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», поставив такую задачу, какую я до этого еще не выполнял. А еще Витаутас Жалакявичюс, прибалтийский режиссер, известный по фильму «Никто не хотел умирать». Мы с ним работали над картиной "В августе 44"/"Момент истины" по роману Владимира Богомолова, которая в конечном итоге на экраны не вышла. Я там играл главную роль — капитана Алехина, и был абсолютно не похож на себя. Мне кажется, это моя лучшая работа в кино, которую никто никогда не видел. И я в том числе.

— В «Друге на час» много рассуждений о времени: иногда оно тянется, а порой промелькнет — и не заметишь...

— До 35 лет мне казалось, что у меня какая-то медленная, вялотекущая жизнь, и я все время был на нерве, куда-то бежал, старался все успеть. А потом, в конце 70-х, понял, что загнал себя. Тут еще и Высоцкий спел свою песню «Чуть помедленнее кони», совпавшую с моим состоянием. И я перестал торопиться. Конечно, чем ты старше, тем быстрее летит время. Но лучше про это не думать. Я никогда не пытаюсь «предугадать», что будет завтра, и прошедшее меня уже мало волнует. Живу сегодняшним днем.

С Ольгой Тумайкиной и Евгенией Симоновой в сериале «Друг на час»

— Но у вас он очень насыщенный. Отдыхать любите меньше, чем работать? — Вообще-то да. Вот, например, балдеешь ты две недели в отпуске на Волге, на природе. Наслаждаешься солнцем, водой, рыбалкой, дуракавалянием с сыном. Но как только ребенок уткнется в книжку, и ты остаешься наедине с собой, в мозгах начинается шебуршение: «А что я буду делать по возвращении?! Наверное, надо придумать новый проект — найти какую-то пьесу, сделать спектакль. И как обстоят дела с кино? Одно предложение фиговое, второе — еще хуже, третье — не знаю, может, соглашусь...»

— Мне очень нравится фильм «Визит к Минотавру». Расскажете о его съемках?

— В этой картине Эльдора Уразбаева я часто вспоминаю сцены, связанные с Пляттом, когда его герой Амати учил мастерству молодого Страдивари, которого я играл. Мы снимались в Вильнюсе. Ростислав Янович ко мне относился по-отечески, и хотя я тогда сам уже был взрослым и известным, меня это трогало. Режиссер, по-моему, ему вообще ничего не говорил, мы просто заучивали текст и шли в кадр. Плятт был такой мягкий, никогда ничего не требовал. Но с очень веселым нравом. А я тогда в возрасте за 40 играл юношу, поэтому мне подтягивали нос, чтобы сделать его курносым и так «омолодить» меня в кадре. И вот, случалось, Ростислав Янович скажет перед съемкой какую-то «залепуху», я не выдержу, засмеюсь, и лента, держащая мой нос, отлетает с громким чпокающим звуком. Приходилось гримерше опять браться за работу, а я умолял Плятта оставить эти разговоры до вечера...

— Поразительно, ведь это была последняя работа Плятта, и он уже передвигался с трудом.

— Да, ноги у него отказали прямо по приезде в Москву. Мы оказались в самом дальнем от Белорусского вокзала вагоне, а подъехать к нему водитель, которого прислали за Пляттом, отказывался, боясь штрафа. Так что я сбегал за тележкой носильщика, и на ней Ростислава Яновича довез до машины, благо перрон был уже пустой. Я поехал вместе с ним до его знаменитого дома на Большой Бронной, где он соседствовал с Рихтером, Никулиным, Борисом Андреевым. Я тоже жил неподалеку. И вот из лифта до квартиры Плятт не смог с первого раза дойти. Я попросил его жену принести стул, Ростислав Янович на нем немного отдохнул, а потом я его проводил в квартиру, мы на прощание расцеловались. Я тогда не думал, что через полмесяца его не станет. Шутил он до конца...

— Как вы поддерживаете себя в форме? Помогает спортивное прошлое?

— Конечно, я много лет занимался спортом: сначала акробатикой — профессионально, потом долго играл в футбол, затем, лет 15, — в большой теннис, с которым завязал лишь годам к 65. Теперь я только плаваю в бассейне. Да и поболеть за наших спортсменов — дело святое.

Со спортом Шакуров дружит всю жизнь. Фото Бориса Кремера

— А ваши дети со спортом дружат?

— Марат три года играл в футбольной академии Марсет в Барселоне. Делал успехи, но получил пару травм. И я ему сказал: «Имей в виду, в этой профессии можно быть лет до 35, дальше ты никому не нужен, если только не станешь тренером. А я со своим ремеслом до сих пор нужен людям». И сын моим словам внял, начал искать себя в другом направлении.

— Марат похож на вас в юности?

— Нет, он другой. Знает в совершенстве два языка — испанский и английский, я-то ни одним не владею. Но у Марата хорошие способности к этому: например, он несколько дней побыл в Армении и заговорил по-армянски. Как?! Не понимаю. Просто Марат человек своего времени. И я не хочу его перекраивать под себя, зачем?!

С сыном Маратом. Фото из личного архива

— По-вашему, что является определяющим для успеха — работоспособность или удача?

— Мне кажется, и то, и другое. А еще талант в своем деле — призвание. Но есть ощущение, что меня все время как будто кто-то ведет. Начиная с того вожатого в пионерском лагере, который мне, 10-летнему, сказал: «Сережка, ты так хорошо двигаешься» — и по приезде в Москву за руку отвел в спортивную секцию. Потом я стал самым молодым в СССР мастером спорта по акробатике. А еще — занимался в драмкружке, потому что его участников иногда освобождали от уроков, а я учиться не любил. Это увлечение привело меня в кружок самодеятельности, которым руководил известный артист ЦДТ Валентин Иванович Захода. И на созданный им спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын», где я играл главную роль Елеськи, он пригласил Виктора Розова. Я драматургу понравился, и он похлопотал, чтобы меня взяли в школу-студию при Центральном детском театре. После этого я с Розовым больше не встречался, но на всю жизнь остался ему благодарен. А в школе-студии мне довелось общаться с Анатолием Васильевичем Эфросом. Всем, что умею в профессии, я обязан ему.

— Помните, когда именно почувствовали себя знаменитым?

— После своей первой роли в театре. Я играл шута в постановке «Смерть Иоанна Грозного» в Театре Советской армии. Причем ввелся туда за две недели до премьеры — и полностью поменял рисунок роли, предложенный Леонидом Хейфецем, а он со мной согласился. А началось все с того, что я, показываясь в театр, сделал сальто. И Хейфец после этого, вероятно, увидел меня в роли шута. Потом мы с ним выпустили еще несколько спектаклей и дружили всю жизнь.

— Вы в профессии более полувека. Случались ли периоды разочарования в ней?

— Никогда. Даже если у меня нет работы, я не суечусь, а спокойно жду, потому что знаю — она меня обязательно найдет. Так было, так есть и так...

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:11 / 11 Августа 2023 10060
Провокация в Кливленде

Вышла в свет книга Юрия Соломонова «Жизнь в первом чтении»

Ольга Лернер
Труд
Фото из личного архива Юрия Соломонова

На днях вышла в свет книга нашего коллеги — журналиста Юрия Соломонова «Жизнь в первом чтении». Книга автобиографична, занимательна и со вкусом издана. Да просто умная, ироничная, а местами...

У всемирно известного режиссера случился солидный юбилей

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Путь к известности у него оказался не простым и уж точно не легким. Фото: Pascal Avenet/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Сегодня (18 августа) свое 90-летие отмечает Раймонд Роман Тьерри Либлинг. Он же великий и ужасный Роман Полански — актер, сценарист, режиссер, снискавший своими фильмами всемирную славу. Дебютную ленту «Нож в воде»...

Не в Москве – на Архангелогородчине, но ведь она тоже Россия!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

В селе Чухчерьма Холмогорского района Архангельской области рухнул православный храм Василия Блаженного, построенный в 1824 году. Не дожив всего года до своего 200-летия. Возраст сам по себе почтенный, а для...

Как Юрий Башмет стал экскурсоводом

Сергей Бирюков
Труд
Рассказы Юрия Башмета не менее увлекательны, чем его игра. Фото автора

Для начала информация: с 2017 года в стране проводится конкурс «Лучший гид России». Сотни профессионалов и любителей туризма по призыву Русского географического общества присылают свои проекты. Есть среди них...

В последние годы исполнитель боролся с раком, он перенес тяжелую операцию и длительный курс химиотерапии

Тото Кутуньо во время поездки по России в 2010 году. Фото: © Victor Dmitriev, globallookpress.com

Один из самых знаменитых итальянских певцов – Тото (Сальваторе) Кутуньо – скончался в Милане. Знаменитому исполнителю было 80 лет. Об этом во вторник, 22 августа сообщает агентство РБК со ссылкой на западные СМИ. Как передает агенство...

«Я скучаю по родине. Однажды, может, и вернусь в Россию», - признался рэпер – иностранный агент

Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Российский рэп- и поп-исполнитель Моргенштерн (Алишер Моргенштерн, включен в реестр физических лиц – иностранных агентов Министерства юстиции) заявил, что пожалел об эмиграции в США. «Мне не нравится. Я бы в Америке не жил никогда....

Откуда он взялся, «несказочный сказочник» Павел Бажов?

Виктория Пешкова
Труд
В начале ХХ века Павел Бажов (в центре) собирал, а потом сделал достоянием мира мифологию Урала. Фото с сайта ГМИРЛИ

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля открыл выставку «Урал Бажова. Сила места», подготовленную совместно с Объединенным музеем писателей Урала. Кстати, одновременно это и «знак силы»...

Культура 00:01 / 04 Августа 2023 5561
Палыч против Барби

Рекорды и причуды летнего кинопроката

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сборы голливудской «Барби» могут превысить миллиард долларов, а российская комедия «За Палыча!» пока не отбила свой бюджет в 105 миллионов рублей. Кадры с сайта kinopoisk.ru

Нашумевший фильм «Барби» за минувшие выходные собрал в странах СНГ более 75 миллионов рублей и возглавил кинопрокат. Это без учета России и Белоруссии, где из-за объявленных Голливудом санкций картина про...

Культура 13:51 / 22 Августа 2023 5347
Свет человечности

В российском прокате - один из триумфаторов Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Хиракодзу Корээда снял умный, гуманный, нежный фильм о маленьких людях. Кадр из фильма «Посредники»

На наши экраны 24 августа выходит фильм «Посредники» режиссера Хиракодзу Корээды - многократного призера Венецианского и Каннского фестивалей. Он известен в мире по фильмам «Свет иллюзий», «Поле жизни», «Никто...

Почему так медленно идут дела по расследованию преступлений в области защиты объектов культурного наследия Санкт-Петербурга?

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

Оказывается, на каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Ну просто игра в «казаки-разбойники»! Год назад «Труд» уже писал о том, как глава Следственного комитета...

Культура 00:02 / 18 Августа 2023 5188
Календарь: 18 августа

65 лет назад вышел в свет роман Набокова «Лолита»

Труд
Владимир Набоков. Фото: © Roman Denisov, Роман Денисов, globallookpress.com

1782 Столетие вступления на российский престол Петра I отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы французского скульптора Этьена Фальконе — знаменитого Медного всадника, названного так с легкой руки...

Актер рассказал «Труду» о съемках приключенческого фильма «Квест»

Анна Чепурнова
Труд
Мужество и доброта – главные идеалы Романа Курцына и большинства его героев. Фото из личного альбома артиста

24 августа, под занавес школьных каникул, в российский прокат выходит остросюжетный приключенческий фильм Ивана Архипова «Квест». Кино для семейного просмотра рассказывает о секретном лагере с учебными играми,...

Под руководством Юрия Башмета прошел Первый фестиваль юношеских оркестров мира

Сергей Бирюков
Главное – чтоб выросли хорошими людьми, говорит про юных музыкантов Юрий Башмет. Фото автора

В московском парке «Зарядье» состоялся трехдневный  Публика уже привыкла к выступлениям его главного организатора – Всероссийского юношеского симфонического оркестра, основанного и более 10 лет руководимого народным артистом...

На НТВ идут съемки программы «НашПотребНадзор» - о том, что мы едим

Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многие популярные проекты начали анонсировать программы предстоящего телесезона. Первый канал уже анонсировал съемки новых выпусков полюбившегося свадебного шоу «Давай поженимся!». Ведущие те же — Лариса Гузеева и Ханума...

С культовой южнокорейской дорамой явно перекликается сюжет российского экшен-сериала «Цифровой код»

Владислав Дианов
Труд
Фото: Damon Coulter/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В Москве завершились съемки масштабного экшен-сериала «Цифровой код», сюжет которого явно перекликается с культовой южнокорейской дорамой «Игра в кальмара». В Сети стремительно, будто лесной пожар,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Monika Skolimowska, globallookpress.com

Люди пожившие, повидавшие и почитавшие знают, что книги, увы, далеко не всегда пишутся умными и знающими людьми. Особенно в нынешние времена, когда украсить обложку своей фамилией может любой графоман за свои деньги,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?