Главная Культура 00:01 21 Апреля 2023 8916
Сергей Шакуров: А началось все с того, что я, показываясь в театре, сделал сальто

Остросовременная комедия с участием легендарного актера «Друг на час» уже завоевала симпатии зрителей

Анна Чепурнова
Жизнь прекрасна, и надо уметь ее ценить, убеждает нас Шакуров во многих своих фильмах. Фото Александры Копчевской

На телеканале ТНТ и в онлайн-кинотеатре PREMIER начался показ комедии «Друг на час» режиссеров Александра Бойкова и Эмиля Никогосяна. На российском фестивале «Пилот» этот сериал уже получил приз зрительских симпатий. Одну из главных ролей — бывшего заведующего педиатрией Николая Сергеевича, который не может привыкнуть к жизни на пенсии, — сыграл Сергей Шакуров. Хотя сам легендарный актер старше своего экранного героя, в работе он очень востребован — и в кино снимается часто, и театральную сцену не забывает. Но для беседы с «Трудом» Сергей Каюмович все-таки нашел время в своем плотном графике.

— Услуга «друга на час» сейчас довольно распространенное явление...

— Да ну?! А для меня, когда я прочитал сценарий, это стало открытием. Я вообще не знал, что можно кого-то нанять за деньги, чтобы он тебя слушал. Разве только гейшу?! И новизна этого факта отчасти сподвигла меня взяться за такую роль. Хотя главное в этой истории — извечная проблема взаимоотношений разных поколений. Мне кажется, режиссер Эмиль Никогосян, работавший с актерами, довольно глубоко и оригинально эту тему раскрыл.

— Если говорить о фильме, на стороне какого поколения ваши симпатии?

— Конечно, молодого! У моего Сергеича ведь наступил период, когда он с покойной женой разговаривал и сам умирать собрался. А тут нашелся энергичный пацан, Леха, заставивший старого мужика посмотреть на мир с иной точки зрения. И Сергеич вышел на новый виток в жизни, на которой уже почти поставил крест. Так что моему герою с Лехой очень повезло. Борька Дергачев, который его играл — замечательный веселый парень, легкий, и, как и я, не заморачивающийся на глупостях. Отличный артист. Поэтому мы работали душа в душу, как тандем — знаете, велосипед такой, на котором два человека педали крутят? Вообще, Эмиль Никогосян замечательную команду собрал.

— У вас что-то общее с Николаем Сергеевичем в характере есть?

— Нет, наверное. Но чем дальше от тебя герой, тем интереснее его конструировать, создавать.

Герой Шакурова не похож на него, но тем интереснее актеру создавать экранный образ. Изображение предоставлено пресс-службой онлайн-кинотеатра Premier

— Как вы думаете, почему у вашего поколения обращаться к психологам было не принято, а сегодня это стало нормой?

— По-моему, психологи сейчас больше сами себя навязывают. Но вообще раньше много чего не было — мобильников, интернета... Мне до сих пор странно, когда артисты роли учат, «сидя» в телефоне. А я по старинке — перо, бумага: выписываю от руки и свои слова, и реплики партнера, чтобы лучше врезалось в память. Я таким способом как бы через себя еще раз роль пропускаю.

На фильме работала крепкая команда, рассказывает Сергей Каюмович

— Одна ваша коллега мне как-то жаловалась, что с молодыми трудно работать — заслуженных артистов они не уважают, советское кино не смотрели...

— А я никого не осуждаю. Я в пень не превратился, моему младшему сыну Марату 18 лет. С молодыми нахожу общий язык, прекрасно понимаю и то, как они разговаривают, и какое кино снимают. Я вообще не имею права их критиковать, если только они задницу голую не показывают в храме.

— Неужели вас ничего не может возмутить в общении с молодыми актерами?

— Когда меня что-то коробит, я предпочту этого не демонстрировать, чтобы не помешать творческому процессу. Считаю, сильный человек в каких-то случаях свое негодование внутри себя погасит, а слабый выплеснет наружу. Конфликты и склоки ненавижу. Но если то, что мне не нравится, принципиально, просто поворачиваюсь и ухожу.

— А что вас восхищает в молодом поколении?

— Ну вот, например, Эмиль Никогосян — замечательный режиссер и человек интересный. Он иногда для моей роли такие ходы придумывал, что мне казалось, я так сделать не смогу, хотя у меня столько опыта, и я вроде все умею. Но тут я начинал сам в себе сомневаться, чего обычно практически не бывает. А потом помучавшись, поразмышляв час-полтора во время обеда, я начинал понимать, как здорово то, что Эмиль предлагает, и думал, как это воплотить. Так что приходилось самого себя переворачивать, делать кульбиты в переносном смысле этого слова.

— Наверное, в вашей жизни уже бывали режиссеры, сподвигнувшие вас на что-то подобное?

— Да, гениальные. Например, Никита Михалков. Он мне придумал рисунок роли в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», поставив такую задачу, какую я до этого еще не выполнял. А еще Витаутас Жалакявичюс, прибалтийский режиссер, известный по фильму «Никто не хотел умирать». Мы с ним работали над картиной "В августе 44"/"Момент истины" по роману Владимира Богомолова, которая в конечном итоге на экраны не вышла. Я там играл главную роль — капитана Алехина, и был абсолютно не похож на себя. Мне кажется, это моя лучшая работа в кино, которую никто никогда не видел. И я в том числе.

— В «Друге на час» много рассуждений о времени: иногда оно тянется, а порой промелькнет — и не заметишь...

— До 35 лет мне казалось, что у меня какая-то медленная, вялотекущая жизнь, и я все время был на нерве, куда-то бежал, старался все успеть. А потом, в конце 70-х, понял, что загнал себя. Тут еще и Высоцкий спел свою песню «Чуть помедленнее кони», совпавшую с моим состоянием. И я перестал торопиться. Конечно, чем ты старше, тем быстрее летит время. Но лучше про это не думать. Я никогда не пытаюсь «предугадать», что будет завтра, и прошедшее меня уже мало волнует. Живу сегодняшним днем.

С Ольгой Тумайкиной и Евгенией Симоновой в сериале «Друг на час»

— Но у вас он очень насыщенный. Отдыхать любите меньше, чем работать? — Вообще-то да. Вот, например, балдеешь ты две недели в отпуске на Волге, на природе. Наслаждаешься солнцем, водой, рыбалкой, дуракавалянием с сыном. Но как только ребенок уткнется в книжку, и ты остаешься наедине с собой, в мозгах начинается шебуршение: «А что я буду делать по возвращении?! Наверное, надо придумать новый проект — найти какую-то пьесу, сделать спектакль. И как обстоят дела с кино? Одно предложение фиговое, второе — еще хуже, третье — не знаю, может, соглашусь...»

— Мне очень нравится фильм «Визит к Минотавру». Расскажете о его съемках?

— В этой картине Эльдора Уразбаева я часто вспоминаю сцены, связанные с Пляттом, когда его герой Амати учил мастерству молодого Страдивари, которого я играл. Мы снимались в Вильнюсе. Ростислав Янович ко мне относился по-отечески, и хотя я тогда сам уже был взрослым и известным, меня это трогало. Режиссер, по-моему, ему вообще ничего не говорил, мы просто заучивали текст и шли в кадр. Плятт был такой мягкий, никогда ничего не требовал. Но с очень веселым нравом. А я тогда в возрасте за 40 играл юношу, поэтому мне подтягивали нос, чтобы сделать его курносым и так «омолодить» меня в кадре. И вот, случалось, Ростислав Янович скажет перед съемкой какую-то «залепуху», я не выдержу, засмеюсь, и лента, держащая мой нос, отлетает с громким чпокающим звуком. Приходилось гримерше опять браться за работу, а я умолял Плятта оставить эти разговоры до вечера...

— Поразительно, ведь это была последняя работа Плятта, и он уже передвигался с трудом.

— Да, ноги у него отказали прямо по приезде в Москву. Мы оказались в самом дальнем от Белорусского вокзала вагоне, а подъехать к нему водитель, которого прислали за Пляттом, отказывался, боясь штрафа. Так что я сбегал за тележкой носильщика, и на ней Ростислава Яновича довез до машины, благо перрон был уже пустой. Я поехал вместе с ним до его знаменитого дома на Большой Бронной, где он соседствовал с Рихтером, Никулиным, Борисом Андреевым. Я тоже жил неподалеку. И вот из лифта до квартиры Плятт не смог с первого раза дойти. Я попросил его жену принести стул, Ростислав Янович на нем немного отдохнул, а потом я его проводил в квартиру, мы на прощание расцеловались. Я тогда не думал, что через полмесяца его не станет. Шутил он до конца...

— Как вы поддерживаете себя в форме? Помогает спортивное прошлое?

— Конечно, я много лет занимался спортом: сначала акробатикой — профессионально, потом долго играл в футбол, затем, лет 15, — в большой теннис, с которым завязал лишь годам к 65. Теперь я только плаваю в бассейне. Да и поболеть за наших спортсменов — дело святое.

Со спортом Шакуров дружит всю жизнь. Фото Бориса Кремера

— А ваши дети со спортом дружат?

— Марат три года играл в футбольной академии Марсет в Барселоне. Делал успехи, но получил пару травм. И я ему сказал: «Имей в виду, в этой профессии можно быть лет до 35, дальше ты никому не нужен, если только не станешь тренером. А я со своим ремеслом до сих пор нужен людям». И сын моим словам внял, начал искать себя в другом направлении.

— Марат похож на вас в юности?

— Нет, он другой. Знает в совершенстве два языка — испанский и английский, я-то ни одним не владею. Но у Марата хорошие способности к этому: например, он несколько дней побыл в Армении и заговорил по-армянски. Как?! Не понимаю. Просто Марат человек своего времени. И я не хочу его перекраивать под себя, зачем?!

С сыном Маратом. Фото из личного архива

— По-вашему, что является определяющим для успеха — работоспособность или удача?

— Мне кажется, и то, и другое. А еще талант в своем деле — призвание. Но есть ощущение, что меня все время как будто кто-то ведет. Начиная с того вожатого в пионерском лагере, который мне, 10-летнему, сказал: «Сережка, ты так хорошо двигаешься» — и по приезде в Москву за руку отвел в спортивную секцию. Потом я стал самым молодым в СССР мастером спорта по акробатике. А еще — занимался в драмкружке, потому что его участников иногда освобождали от уроков, а я учиться не любил. Это увлечение привело меня в кружок самодеятельности, которым руководил известный артист ЦДТ Валентин Иванович Захода. И на созданный им спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын», где я играл главную роль Елеськи, он пригласил Виктора Розова. Я драматургу понравился, и он похлопотал, чтобы меня взяли в школу-студию при Центральном детском театре. После этого я с Розовым больше не встречался, но на всю жизнь остался ему благодарен. А в школе-студии мне довелось общаться с Анатолием Васильевичем Эфросом. Всем, что умею в профессии, я обязан ему.

— Помните, когда именно почувствовали себя знаменитым?

— После своей первой роли в театре. Я играл шута в постановке «Смерть Иоанна Грозного» в Театре Советской армии. Причем ввелся туда за две недели до премьеры — и полностью поменял рисунок роли, предложенный Леонидом Хейфецем, а он со мной согласился. А началось все с того, что я, показываясь в театр, сделал сальто. И Хейфец после этого, вероятно, увидел меня в роли шута. Потом мы с ним выпустили еще несколько спектаклей и дружили всю жизнь.

— Вы в профессии более полувека. Случались ли периоды разочарования в ней?

— Никогда. Даже если у меня нет работы, я не суечусь, а спокойно жду, потому что знаю — она меня обязательно найдет. Так было, так есть и так...

Это порно онлайн.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11566
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7257
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6931
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6141
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6090
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?