Телевизионный люд взбудоражен. Мэтры морщат лбы, создаются инициативные группы, сотрудники сразу нескольких каналов испуганно сжались в ожидании скорого конца благополучной жизни. Что же внесло сумятицу в умы тружеников эфира? Заявление президента о необходимости скорейшего создания в России общественного телевидения. В то же время у значительной части граждан решение главы государства вызвало совершенно иную реакцию: а оно нам надо?
Идея формирования общественного телевидения в России не нова, разговоры на эту тему идут уже четверть века, с перестроечных времен. Но теперь, похоже, дело приняло серьезный оборот. Того и гляди в Думу будет внесен законопроект об ОТ, а там уж так
Здесь вероятны два продолжения фразы. Первое: «...что прорабатывать все детали надо сейчас, чтобы потом не было мучительно больно». И второе: «...если сейчас не подсуетиться, сладкий бюджетный пирог проплывет мимо».
Споры вертятся вокруг двух основных вопросов: «где деньги, Зин» и «а судьи кто». То есть об источниках финансирования и об идеологах (читай: руководстве). Ну и еще — создавать ли новый канал на базе одного из существующих или на пустом месте. А меньше всего говорят о том, что именно будет показывать ОТ. Это вроде само собой разумеется. Будет некая трибуна, которую предоставят всем политическим и общественным силам. А в промежутке между речами покажут нечто глубокое и познавательное, призванное перевоспитать поклонников Петросяна и
С деньгами пока тупик. Президент сказал, что зритель не должен платить за ОТ абонентскую плату, как практикуется на Западе. Президент знает свой народ: тот все равно платить не станет. А еще он сказал, что ОТ не будет зависеть от государства и бизнеса. То есть, памятуя истину про девушку, которая то ужинает, то танцует, двух главных источников финансирования телевидения в нашей стране ОТ также не увидит.
Есть, конечно, некоторые возвышенные мысли на этот счет (меценатство, отчисления от рекламных доходов других каналов), но с нынешней законодательной базой они нереалистичны.
Скорее всего, история сведется к тому, что финансирование будет госбюджетным. А чтоб государство не вмешивалось, примут закон об ОТ, где невмешательство будет прописано отдельной строкой. А за ее (строки) выполнением проследит общественный совет, который одновременно будет определять эфирную политику.
Но кто войдет в совет? Наиболее уважаемые люди страны? Бескомпромиссные общественные и религиозные деятели, мастера культуры, как в странах Европы и Северной Америки?
Или будут у него
Есть опасение, что смотреть общественное телевидение будут только депутаты и партийные активисты, а массовый зритель, то есть та самая общественность, — все тот же «Первый», который, к слову сказать, до сих пор по привычке называют Общественным российским телевидением (ОРТ).