Попыткам государства умерить аппетиты чиновников при покупке служебных авто нет числа. На этот раз российские власти решили нанести двойной удар. В Госдуме дорабатывается законопроект об ограничении предельной стоимости закупаемых государством машин 3 млн рублей (вот она, скромность!), а глава правительства подписал постановление о запрете госзакупок иностранных авто. Как бы в продолжение такого курса президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон сообщил: с 1 августа топ-менеджеры концерна пересаживаются на авто марки Lada...
Запрет для чиновников, правда, не распространяется на иномарки, которые собираются в России. Сейчас в стране работает 18 заводов, осуществляющих сборку машин под иностранными названиями. Представлены почти все мировые бренды. К примеру, так любимые нашими чиновниками BMW собираются в Калининграде, Audi — в Калуге и Нижнем Новгороде, Toyota и Nissan — в Питере и Владивостоке. Так что под закупочное табу попадут лишь Mercedes и флагманские Audi 8-й серии, которые в России пока не собираются (но, кстати, Mercedes сейчас ведет переговоры о начале выпуска элитных седанов S-класса в Москве на ЗиЛе).
Это сейчас. К 2017 году ситуация может в корне измениться. Премьерское постановление четко определило, по каким критерием машина, собираемая в России, становится автомобилем отечественного производства. Про «отверточную сборку», когда в страну завозятся практически готовые авто, на которые остается привинтить бамперы и установить фары, придется забыть. Правительство обозначило 11 этапов производства автомобилей: монтаж силового агрегата, передней подвески, задней подвески, выхлопной системы, рулевого механизма, электрооборудования, отделка салона, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова и обязательное проведение контрольных испытаний готовых транспортных средств. С 1 января 2017 года любая машина, желающая стать отечественной, должна пройти все эти этапы. Вот только будут ли готовы мировые автогиганты, гордящиеся качеством своих изделий, доверить сварку и покраску кузовов российским рабочим?
Между тем медведевский запрет распространяется не только на легковые авто. Под него подпадает вся спецтехника — краны-трубоукладчики, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, катки-асфальтоукладчики, погрузчики, машины для уборки городов и многое другое. В список попали даже кареты «скорой помощи» и пожарные машины. Эксперты затрудняются с ответом, насколько был продуман этот шаг и сможет ли наша автопромышленность наладить выпуск, к примеру, своих реанимобилей и тяжелой автодорожной техники. Поживем — увидим. Вздохнуть спокойно могут разве что мотопод-разделения дорожно-постовой службы. Им «железных коней» как покупали за границей, так и будут покупать. Мотоциклы и квадроциклы под медведевский запрет не попали...
Если с постановлением правительства все более или менее понятно, то депутатская инициатива вызывает множество вопросов. Напомню: в ноябре 2013-го в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в федеральные законы, регламентирующие госзакупки. На данном этапе депутаты предлагают запретить закупку или аренду легкового авто, цена которого превышает 3 млн рублей. Сейчас же они хотят разработать «табель о рангах», где расписать, чиновник какого ранга может претендовать на авто за 3 млн, а кому придется ограничиться «персоналкой» за 1, 2 млн (именно эта цена обсуждается как нижний предел).
Но в рассматриваемом Думой законопроекте, как это бывает, заложен подводный камень — «указанное ограничение не распространяется на легковые автомобили, к которым предъявляются особые технические требования, связанные с целями их использования». Так что пересадить кого-нибудь из министров силового блока на бюджетную машину не получится. Если в законопроекте не убрать эту лазейку, то и лесники будут требовать не «УАЗы», а Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. Так что здесь законотворцам нужно крепко подумать, а то вместо «как лучше» получится «как всегда»...
Есть и другая лазейка. Запреты распространяются исключительно на новые авто. Купить подер-жанную машину иностранного производства никто не запрещает. При вторичной продаже машин цену определяет не завод-изготовитель или дилер, а продавец. В этом случае может оказаться, что элитная иномарка, предназначенная для «любимого» чиновника и простоявшая месяц в чьем-то гараже, будет стоить меньше 3 млн.