Вчера суд в Минске приговорил главу правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого к 4,5 года колонии с конфискацией имущества. Алесь неоднократно выступал на страницах «Труда» как эксперт по ситуации в своей стране.
Поводом для уголовного преследования Алеся Беляцкого послужила информация о счетах возглавляемого им центра «Весна» в иностранных банках. Данные были получены белорусскими властями от Минюста Литвы и Генпрокуратуры Польши. Но Варшава, узнав о заключении Беляцкого под стражу (это случилось 4 августа), обвинила Минск в использовании каналов сотрудничества для расправы над оппозицией и публично извинилась перед правозащитником и его семьей. Кроме того, поляки приостановили действие договора о правовой помощи, а два ответственных за утечку информации польских прокурора были уволены.
Реакция европейских держав объяснима. Закрыв в 2004 году правозащитную организацию «Весна», власти Белоруссии не оставили Беляцкому иной возможности продолжить свою деятельность, кроме как вывести счета независимой организации за границу.
Средства в иностранных банках не принадлежали лично правозащитнику. На деньги, за которые Беляцкий приговорен к 4,5 года колонии усиленного режима с конфискацией имущества, «Весна» помогала заключенным и задержанным в связи с событиями 19 декабря 2010 года в Минске. Тогда после жестокого подавления акций протеста оппозиции против фальсификации президентских выборов около 600 человек оказались в заключении.
Обвинению удалось установить лишь факт открытия Беляцким двух счетов за рубежом и поступления на них денег, которые снял глава центра. А вот кто и сколько средств перечислял на счета «Весны», так и осталось неизвестным для следствия, отмечает адвокат правозащитника Дмитрий Лаевский. Также не доказано, что деньги направлялись в Белоруссию. Иными словами, они не могут облагаться
В четверг минский судья Сергей Бондаренко счел доказанной вину правозащитника по статье 243 части 2 УК Белоруссии в том, что он, являясь налоговым резидентом Белоруссии, уклонился от уплаты налогов с сумм доходов в 567 тысяч евро. Приговор обязывает Алеся Беляцкого выплатить государству ущерб в размере 721 млн. белорусских рублей (около 83 тысяч долларов). К счастью, минское правосудие оказалось настолько милостивым, что не приговорило правозащитника к пяти годам тюрьмы, как того требовал прокурор.
Делом Беляцкого уже заинтересовались в Евросоюзе. Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и еврокомиссар Штефан Фюле, следуя печальной традиции, выступили с резкой критикой в адрес руководства Белоруссии. Но опыт прошлых лет, когда даже визовые ограничения не смутили Александра Лукашенко, дает основания полагать, что и сегодня методы Европы не сработают.
Кто на новенького?
Беляцкий первый из правозащитников Белоруссии переквалифицировался в политзаключенного. Раньше сажали в основном оппозицию, которой и помогала «Весна». «У нас было много чудес с правами, но это первый случай, когда в тюрьму посажен правозащитник», — говорит «Труду» глава Белорусской Хельсинкской группы Олег Гулак. Его беспокоит, что власть, похоже, основательно взялась за тех, кто настаивает на соблюдении прав и свобод. Опасения вызывает и тот факт, что найден удобный механизм для преследования правозащитников — налоговые преступления.
«На Хельсинкской группе уже шесть лет висят налоговые претензии на основании того, что мы работали по легальным проектам Еврокомиссии. Сейчас наши счета заморожены, на нас висит огромный долг, — рассказывает Олег Гулак. — Но недавно, 6 мая, ситуация усугубилась. Мы получили предупреждение из Минюста, как раз после нашего обращения в ООН с просьбой поддержать адвокатов участников акции 19 декабря 2010 года».
«Труд» регулярно обращался за консультациями к Алесю Беляцкому, он не раз помогал газете находить объективную и достоверную информацию о ситуации в стране. В последний раз он рассказывал о количестве задержанных блогеров и участников молчаливых акций протеста, тогда как милиция Минска уклонялась от ответов. «Невообразимо, что в XXI веке в Европе людей хватают за молчаливое гулянье по улицам и аплодисменты. Белоруссия просто не может не взорваться», — говорил «Труду» Алесь Беляцкий 5 июля 2010 года. Сегодня, набрав его номер телефона, мы услышали: абонент временно не доступен. Очень хочется надеяться, что временно.