Следуя завету Дмитрия Медведева обеспечить защиту журналистского труда, «Единая Россия» внесла сегодня в Госдуму проект закона, ужесточающий ответственность за нападения на журналистов. Такое внимание к безопасности представителей СМИ вызвано последним резонансным нападением на обозревателя газеты «Коммерсант» Олега Кашина. Однако прежде чем судить преступников их необходимо найти. А, как известно, зачастую убийцы и обидчики журналистов так и остаются не найденными. Пример тому затянувшиеся дела о нападении на главреда «Химкинской правды» Михаила Бекетова, об убийстве журналистов «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, Анны Политковской, Игоря Домникова, тележурналиста Влада Листьева, редактора русской версии журнала «Форбс» Пола Хлебникова и многих, многих других.
Законопроект предлагает внести изменения во вторую часть статьи 114 УК РФ. По словам инициатора поправок, зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирины Яровой, этот законопроект стал логическим ответом на злободневные вопросы, которые сегодня волнуют наше общество.
Итак, каков же ответ «Единой России» на «злободневный вопрос»: за применение насилия, препятствующее законной деятельности журналиста, причем не опасного для жизни и здоровья, устанавливается наказание от 2 до 5 лет.
«Действующие санкции за преступления против журналистов недостаточны. Мы предлагаем изменения во вторую часть статьи 144 Уголовного кодекса (УК) РФ, которые устанавливают ответственность за сам факт применения насилия в целях воспрепятствования законной деятельности журналиста — от двух до пяти лет за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья», — сказала депутат.
Заметим, в нынешнем законодательстве за насильственные действия в отношении журналистов, которые не повлекли вреда здоровью либо повлекли легкий вред здоровью, вообще не предусматривается лишение свободы.
Кроме того, вводится новая часть — третья — статьи 144 УК. Она оговаривает, что если преступление совершенно с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, или группой лиц, или с применением оружия, или же по найму, преступникам будет грозить лишение свободы на срок от 6 до 15 лет.
«Предлагаемый специальный состав необходим для обеспечения защиты профессиональной деятельности и усиления охраны прав лиц, реализующих конституционный принцип свободы слова», — пояснила парламентарий.
А как же розыск?
Ее коллега, зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков в целом приветствует ужесточение наказания за нападения на журналистов, но и у него есть свои предложения.
«Конечно, нужно повышать наказание за расправу над журналистами. Ведь, СМИ — четвертая власть, они информируют общество. Необходимо, чтобы волеизъявление и гласность в стране оставались свободными», — сказал Геннадий Гудков.
Правда, прежде чем вводить столь жесткие меры, он уверен, нужно четко определить, кто может называться журналистом.
«Сначала надо четко определить кто у нас такие журналисты, потому что пока этот статус зависит от личных вкусов каждого», — говорит он.
«Я вообще считаю, что следует приравнять журналистов к сотрудникам правоохранительных органов», — подчеркнул депутат. Ранее в СМИ звучали уже такие предложения, также обсуждалась возможность введения от 20 лет до пожизненного заключения за причинения тяжкого вреда работникам СМИ. Об этом заявлял зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, один из авторов документа Борис Резник.
Между тем Геннадий Гудков обратил внимание на другой аспект проблемы. Он напомнил, что дела по фактам нападения или убийств журналистов зачастую не раскрываются. Депутат уверен, содействовать раскрытию таких дел можно только общественным мнением и давлением на власть. Так как «уголовное законодательство у нас вполне соответствуют требованиям времени, а вот правоприменительная практика тащится в хвосте», отметил парламентарий.
«Здесь важен вопрос контроля», — подчеркнул он.
Кашин довел дела журналистов до президента
В связи с избиением обозревателя «Коммерсанта» Олега Кашина президент Дмитрий Медведев заявил, что журналисты нуждаются в защите со стороны государства в силу общественной значимости их труда, предавал «Интерфакс».
На Олега Кашина напали в ночь на 6 ноября 2010 года. Он был жестоко избит двумя неизвестными около своего дома на Пятницкой улице в Москве. С тяжелыми травмами — переломами голени, челюсти, пальцев — журналист был госпитализирован.
По факту нападения расследуется уголовное дело по статье «Покушение на убийство группой лиц». Дело находится на контроле генпрокурора и главы МВД. Президент России поручил принять все необходимые меры, чтобы преступление было раскрыто.
Как сообщает сегодня «Интерфакс», спустя почти три недели после нападения на журналиста сотрудниками правоохранительных органов был составлен фотокомпозиционный портрет нападавшего.
Фотопортрет стал первым шагом на пути сужения круга поиска подозреваемых в совершенном преступлении. Источник в силовых структурах Москвы рассказал агентству, этот портрет был составлен некоторое время назад, и при его подготовке были использованы записи нападения, запечатленные на видеокамерах, а так же первые показания самого потерпевшего.
Согласно описанию преступник выглядит следующим образом: светловолосый мужчина в возрасте 22–27 лет, худощавого телосложения. Напомним, ранее следователи утверждали, что нападение было совершено двумя неизвестными, но никакой информации о том, как выглядел второй предполагаемый преступник, а так же был ли он вообще, источник в силовых органах не сообщил.