Перед Новым годом фонд «Общественное мнение» (ФОМ) по заказу Центробанка выпустил очередное исследование об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях россиян. Ожидания оказались не очень, а вот настроения — вполне бодрые.
Подобные исследования проводятся регулярно с 2009 года. И с сентября 2013-го народный оптимизм по поводу цен существенно уменьшился. Так, по результатам последнего опроса, о том, что цены растут как на дрожжах, заявили 44% россиян, хотя в сентябре их было вдвое меньше. Что касается прогноза роста цен на ближайшее будущее — в нем уверены 29%. Причем называют его сильным, тогда как чуть ранее негативными инфляционными ожиданиями страдали всего 13% россиян.
Напомним, что картину во второй половине года сильно испортили яйца и овощи. Даже Росстат в последнем индексе потребительских цен не постеснялся указать удорожание этих групп товаров на 30% и более. Заметнее всего, по данным ФОМа, «подросли» все те же яйца, овощи, мясо, лекарства, бензин... Последний, кстати, называют причиной роста цен в целом.
Негативен прогноз и по безработице: более 40% опрошенных считают, что она будет расти. Хотя эксперты уверены: никаких предпосылок того, что эти 40% потеряют работу, нет.
«На россиян всегда влияла внешняя обстановка. Вот включает человек телевизор и слышит, что у нас все плохо в экономике. Тут еще и яйца эти, простите, вмешались, со своей 30-процентной инфляцией. Вот россияне себя и накручивают. Во многих кризисных ситуациях в мире срабатывает такая вещь, как самогенерация кризиса. Мы в него верим — он наступает, — прокомментировал результаты исследования директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. — Имеет смысл немного успокоиться и оценить ситуацию с позиции собственной семьи. Спросить у себя: а я стал намного хуже жить, а у меня есть риск потерять работу? Мы же привыкли общие беды проецировать на себя конкретно, а ведь они могут запросто пройти мимо и вообще нас не коснуться».
Среди положительных моментов — ожидание россиянами роста их доходов и приличный потребительский оптимизм. Деньги наши соотечественники по-прежнему предпочитают тратить, а не сберегать, и все чаще готовы вкладывать средства в товары длительного пользования, даже беря на это кредиты.
«Особого пессимизма в лицах людей на улицах я не вижу. Ситуация в экономике, конечно, тяжелая, но она стабильная», — отметил эксперт.