В воскресенье электро-панк-группа «Барто» показала в московском клубе «16 тонн» свою новую программу «Привет! Тоталитаризм». «Барто» сегодня, по мнению критиков, играет роль тех коллективов, которые лет 20–30 назад были в числе главных авангардистов и альтернативщиков, двигавших музыку, таких как «АукцЫон», «Комитет охраны тепла», ранний «Аквариум». Не случайно новый альбом «Барто» содержит каверы на песни этих и других команд.
«Барто» — музыка не столько для масс, сколько для ценителей. Вокалистка Мария Любичева на сцене играет роль честной стервы, панк-террористки, взрывающей основы бытия — все то, чем наше общество (по крайней мере столица и крупные города) обросло за последние лет эдак 10–15. Маша — нежное, в общем то, создание — облачаясь в кричаще-сексуальную одежду, но без пошлости, превращается в эдакого персонажа сериалов Германики. Или даже в саму Германику. Она в прямом смысле кричит о темах, которые сегодня витают в воздухе — легкодоступный секс, равнодушие, бабло, цинизм. Она поет о «Макдоналдсе» и Микки Маусе, о полковниках КГБ и команданте Че Геваре, о шлюхах и бандитах, о страхах и инстинктах, сравнивает наше время с холодными джунглями, выворачивает самые неприглядные стороны сегодняшней жизни так, что от этого никуда не спрячешься.
«Я знаю точно, что я умру, но останусь на «Одноклассниках.ру» — отсыл то ли к эпидемии подростковых самоубийств, то ли к общей мрачной картине погружения нескольких поколений в социальные сети. «Горят глаза, но только даром несут пустые транспаранты» — это, кажется, тоже о нашем времени — времени бессмысленно активных усталых циников.
Всю эту честность нельзя назвать кристальной только потому, что слово «кристальный» вряд ли применимо, скажем, к работе хирурга, копающегося во внутренних органах. К тому же по части жесткого мата группа даст фору даже Шнурову — но только в своих старых песнях, а последний альбом даже содержит забавное «предостережение»: «Ненормативная лексика отсутствует». Концерт не обошелся без привычных композиций «Барто» — «Владик», «Че», «Микки Маус», «90-е»…
Многие сравнивают «Барто» со скандально прославившимися Pussy Riot, но тут надо сказать определенно: вставать на путь общественных провокаций группа наверняка не планирует. Она остается в плоскости искусства и старается дистанцироваться от политических дискуссий. Думается, не из-за боязни, а из-за того, что дискуссии эти — куда менее эстетичная вещь, нежели музыка. Группа интересна не только резкими, заточенными, как лезвия, текстами, но и современной музыкальной подачей, за которой, надо думать, будущее. «Барто» — это дуэт, причем Маша Любичева полностью работает на вокале, а второй участник, Евгений Куприянов, генерирует все электронные звуки через пульт и компьютер. Коктейль настолько уникален, что его можно было бы назвать как-нибудь лихо — скажем, антидискотекой. Правда, на воскресной презентации в составе появился гитарист.
Своими неопанк-маршами и жестким диско команда уже снискала себе авторитет в музыкальных кругах — в числе ее приверженцев и Артемий Троицкий, и Василий Шумов, и «Ленинград», и «Мумий Тролль»… Такой интерес понятен: свежего ветра в наших музыкальных кругах ох как не хватает! И очень жаль, что последние оставшиеся в живых рок-радиостанции страны существуют по каким-то своим неведомым законам. В хит-парадах — песни, от которых хочется застрелиться, а те, кто действительно обладает большим музыкальным потенциалом и огромным социальным месседжем, как и в 1980-е, предоставлены сами себе.