Лесные пожары в Сибири стали очередным примером непродуманной сельскохозяйственной и лесной политики. «Труд» узнал, в чем особенность весенних пожаров.
Уже почти две недели, как сибирские регионы России охвачены лесными пожарами. Их общая площадь на середину апреля составляла около тысячи гектаров. За последнее время очаги огня удалось несколько сбить, но все равно 500 гектаров леса продолжают гореть.
К горящим лесам не подобраться
В отличие от Сибири в европейской части страны пожары тушить проще. Это
«Даже если очагов много, средняя площадь пожара будет небольшой — пожар быстро найдут и локализуют, — говорит эксперт некоммерческого партнерства „Прозрачный мир“ Михаил Корпаческий. — Рельеф в Центральном федеральном округе более пересеченный — пожар редко может перенестись на многие километры».
«Сложность сибирских пожаров еще в том, что выявить их можно только со спутника или с помощью авиаоблетов», — объясняет директор WWF России по природоохранной политике Евгений Шварц.
Виноваты ветер и сухая трава
Несмотря на успокаивающие цифры, огонь тушить довольно сложно. «В Сибири в основном пожары низовые, там скопилась большая лесная подстилка, — рассказали „Труду“ в Красноярском управлении лесами. — Тушить их сложно: когда огонь затушили сверху, он тут же углубляется в почву».
По словам сотрудников управления лесами, пожары происходят
Оставшуюся на полях сухую траву в Сибири палили и раньше. Но пожаров было меньше. Дело в том, что до принятия нового Лесного кодекса, когда еще были совхозы и колхозы, сельхозпалы были официальными, объясняют в Красноярском управлении лесами. Каждый агроном обращался в лесничество и сообщал, какое именно поле он поджигает. Затем агроном показывал, где опахивать поле. В результате выжигание проходило подконтрольно: было известно, кто именно из должностных лиц и за какой конкретно участок несет ответственность. К тому же и лесников было намного больше, чем сейчас.
«Чтобы не было вреда, надо проводить профилактическую работу с населением и объяснять, что пал можно проводить, пока в лесу еще сыро и не сошел снег. Но такой порядок сейчас почти повсеместно игнорируется», — сказал «Труду» замначальника ФГУ «Авиалесохрана» Владимир Щетинский. В качестве примера он сослался на Комсомольский район Хабаровского края. Там местные жители взяли за правило ежегодно палить траву на одних и тех же местах. И исключительно с наступлением теплой погоды. Как результат, в этом районе, занимающем территорию в 600 тысяч гектаров, лес сейчас просто исчез.
Огонь тушат огнем
И тушат лесные пожары в Центральной России и Сибири
В Сибири опробованы другие технологии. С огнем здесь предпочитают бороться с помощью огня — применяют, как говорят специалисты, встречный отжиг лесных горючих материалов. Для этого просчитывают скорость распространения огня, прокладывают минерализованные полосы на границах пожара. И уже от этих полос начинается встречный пожар в сторону горящего леса. При этом очень важно не упускать ситуацию
При всей простоте сибирской технологии тушения лесных пожаров, пользоваться ею надо весьма осторожно. Например, сибирским опытом прошлым летом пытались воспользоваться в некоторых европейских регионах страны. Но, увы, неумело. Так, в Нижегородской области
Гибнет молодняк
Последствия сибирских весенних пожаров довольно серьезны.
«В Сибири и Дальнем Востоке глубина зимнего промерзания высока, поэтому если древостой представлен немногоярусным подростом, выгорают только горючие материалы», — объясняет Щетинский.
Для взрослых насаждений ущерб действительно небольшой — в худшем случае может обгореть кора, — но для молодняка весенние пожары губительны.
«Возобновления лесов на месте сгоревших уже не произойдет», — говорит эксперт.