
Мутный поток новостей, хлещущих из интернета, привел к тому, что люди сознательно отказываются узнавать из Сети о том, что творится на белом свете. Об этом свидетельствуют опросы, исследования и просто высказывания в соцсетях. «Не читаю новости — и стал лучше спать», — подметил один. «А я уже год не смотрю новостные программы, восстанавливаю психику», — откликнулась другая. Возможно, лукавят, преувеличивают. Но это факт: само слово «новости» сейчас обрело оттенок чего-то неприятного, тревожного, непоправимого.
Когда еще не было интернета, новостных сайтов и мессенджеров, вести к людям приходили из газет и из эфира — ТВ и радио. Информацию и комментарии там готовили журналисты, которым положено было проверять факты и соизмерять эмоциональный градус. В какой именно момент от «срочно в номер» мы перескочили к «шок-контенту», уже и не вспомнить, но это случилось.
То, что обычный, неподготовленный человек может захлебнуться в потоке информации, было предсказуемо, но кто же хотел слушать? Началась гонка за трафиком, за рейтингами и кликами. Читателей и зрителей цепляли, как рыбку, на крючок яркого заголовка или очевидной нелепицы. Но мы же верим в чудеса, не так ли? И очень скоро выяснилось, что на негативные новости клюют чаще и охотнее.
Агрегаторы автоматически поднимают самые просматриваемые новости, а в итоге откроешь интернет — и плакать хочется от того, что происходит в мире. Картина мрачная, безысходная, в черно-серых тонах с оттенком лилового. Только ведь мы сами себе эту беду накликали.
Можно, конечно, попробовать заключить общественный договор и кликать только на позитивные сообщения. И тогда, возможно, картинка мира поменяется. Но пока многим проще вообще отказаться от новостей в Сети. Тем более когда новостные заметки начал писать ИИ, который компилирует чужие тексты, выдавая, по сути, жеваное-пережеваное. А владельцы ресурсов даже хвастают тем, что используют для написания текстов цифровые технологии. Все выглядит ладно и разумно, но приглядеться — продукт вторичной переработки. Вы такой едите? Вот и я стараюсь избежать. Зачем? Пусть роботы пишут для роботов. Сами пишут, сами читают. Пусть вся эта новостная масса варится в Сети уже сама по себе, пока мы слушаем аудиокниги, общаемся с друзьями и гуляем в парке.
Кстати, заметила, что москвичи охотнее стали проводить время в сообществах по интересам. Например, вместе кататься на роликах, играть в теннис, грести на сапах и даже играть в забытые настольные игры.
Коллеги-журналисты, как сейчас говорят, олдскульные, то есть заставшие журналистику до интернета, поправляют меня и говорят, что негативные новости создал все же не интернет, а мы сами. На странице газет начала просачиваться криминальная хроника, репортеры подливали масла в огонь, расписывая подробности бытовых драм. Казалось, вот она — жизнь! Я, помню, и сама верила в то, что реальность нужно описывать во всей ее неприглядной красе. Не приукрашивать! Но сейчас придерживаюсь другого мнения. Ведь если каждый день читать сообщения про убийства и воровство, то психика невольно начинает относиться к извращению и уродству как к норме.
Доходит до того, что редакторы-зумеры жалуются мне, что выгорели за год, составляя новостную ленту того или иного медиаресурса. Обещают доработать до отпуска — и в журналистику больше ни ногой! Я их понимаю: существовать в негативном новостном потоке ежедневно и ежечасно вредно для здоровья, ментального и физического. А ведь каждый день и каждую минуту в мире происходит много чего хорошего. Всходит солнце, расцветают цветы, рождаются дети. «Подумаешь, новость, солнце взошло», — скажете вы и задернете штору, чтобы не слепило. Но так оно же каждый день в разное время всходит, а каждый новый ребенок непременно каким-то образом изменит мир...
Чего я хочу? Дожить до времен, когда новостью будет считаться сообщение о том, что еще один человек исполнил детскую мечту. И о том, что меньше стало бедных, голодных и просто несчастных. Новости снова станут приличным словом. И тогда, может, мы не будем спешно переключать ТВ на другой канал при виде новостной заставки.