После декабрьской оттепели зима решила наверстать упущенное. Практически во всех регионах или прошли, или же продолжают бушевать снежные бури. Во Владивостоке, например, снегопад парализовал магистрали города - коммунальные службы не успевали очищать улицы, остановился транспорт. Такая же картина в Хабаровске, Новосибирске, городах Урала и Поволжья. Единственное спасительное средство в борьбе с гололедом и снегом в наших городах -соль. Однако она не столь безобидна, как может показаться. Во время очистки улиц и таяния снега соль попадает в реки, на берегах которых стоит большинство городов, и отравляет в них все живое. Из-за пересоленности почвы гибнут посадки парков и скверов
Как известно, большое внимание защите окружающей среды уделяется в Москве. Опыт здешних служб в борьбе с напастью, возможно, будет полезен для других городов.
После беседы с самым авторитетным, на мой взгляд, специалистом в этой области, первым заместителем председателя госкомитета по охране окружающей среды Москвы, доктором химических наук, профессором Александром ИШКОВЫМ, эта уверенность еще больше окрепла.
- Скажите, Александр Гаврилович, мы что - обречены каждую зиму купаться в соляном рассоле? Или все же есть какой-либо путь избавления от этой напасти? Ведь разваливается обувь, ржавеют машины...
- Такой путь, конечно, есть. Самый легкий - прекратить уборку снега, ходить и ездить по льду.
- А если серьезно? В других странах как-то выходят из положения.
- По величине снежного покрова большинство наших городов можно сравнить разве что с такими северными столицами, как Осло, Стокгольм, Хельсинки. Но что такое Осло по территории? Это две районные управы Москвы или половина одного столичного округа. Очистить сравнительно небольшую территорию, конечно же, проще и легче. По площади с Москвой может сравниться Берлин. Но там, во-первых, в самую снежную зиму не бывает больше 10 снегопадов. Во-вторых, специальной техники для уборки улиц вполне достаточно. Но ЧП бывают и там. Прошел в Германии первый снегопад, и на дорогах сразу же возникли километровые пробки. Немцы, как и мы, используют противогололедные реагенты, ту же соль. Правда, у них машины оснащены дозаторами, компьютерами, а потому сыплют смесь в строгой зависимости от условий - ни одного лишнего грамма соли на дороги не попадает. Есть у берлинцев специальная техника для очистки тротуаров, пешеходных дорожек. Нам о таком оснащении приходится только мечтать.
- Выходит, альтернативы нет?
- Предлагается несколько препаратов, которые теоретически могли бы заменить соль. Недавно, например, прошел испытания препарат, изготовленный в ОАО "Синтез" на основе хлористого кальция. Для плавления льда он более эффективен, чем соль, расход будет примерно в три раза меньше. Значит, и негативных последствий меньше. Но для его широкого использования требуется специальная техника с насосами, дозаторами, форсунками.
Есть еще препарат - создан на основе уксусно-кислого калия. Не содержит хлора, не вызывает коррозию металла, безопасен для резиновых изделий. Но у него два отрицательных качества - он дороже и токсичнее соли. Применяют его далеко от жилых массивов, в основном на аэродромах, для очистки от льда взлетно-посадочных полос.
- Александр Гаврилович, проблема, видимо, не только в том, чтобы очистить улицы от льда и снега. Куда потом все это девать? Раньше сбрасывали в Москву-реку, в итоге - потравили рыбу в черте города.
- Не знаю, как в других городах, но в Москве правительство приняло постановление, категорически запрещающее сбрасывать снег с городских улиц в реки. Должен заметить, в этом постановлении есть раздел об уборке снега во дворах, на тротуарах, остановках общественного транспорта. Там прямо записано: запрещается применять техническую соль и жидкий хлористый кальций при очистке от льда этих мест, а так же в парках, скверах, на пешеходных дорожках.
...Судя по тому, что рассказал Александр Ишков, москвичам грех жаловаться на зимнюю слякоть. Пусть страдают наши ботинки, зато целыми остаются руки и ноги. В других российских городах ситуация, по сообщениям корреспондентов "Труда", намного серьезнее. В Курске, например, снег убирают только с проезжей части улиц. Тротуары и пешеходные дорожки остаются нетронутыми. В Екатеринбурге коммунальные службы в относительном порядке содержат центр города - на большее не хватает средств. Нам, россиянам, судьбой предопределено жить в зоне снежных зим. Другого не дано. Давно пора всерьез взяться за решение проблемы, чтобы русская матушка-зима не превращалась для нас ежегодно в злую мачеху.