Главная Культура 19:28 28 Сентября 2021 3518
Музыка леденила и обжигала

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл московскую часть своего сезона 

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и Дмитрий Шишкин после исполнения Третьего концерта Прокофьева. ГСО РТ еще предстояло в тот вечер "рассказать" грандиозную эпопею Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Фото пресс-службы ГСО РТ

23 сентября один из самых успешных музыкальных коллективов России – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – дал в московском зале имени Чайковского первый концерт своего абонемент, уже несколько лет как ставшего одной из традиций столичной филармонии. Прозвучали произведения русской музыки ХХ века из числа краеугольных: Третий фортепианный концерт Прокофьева (солист Дмитрий Шишкин) и Одиннадцатая симфония Шостаковича.

ГСО РТ – первый из региональных коллективов, получивший собственный абонемент в главном московском филармоническом зале. Таков итог длящейся уже 11 лет совместной работы оркестра с его нынешним художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским, выведшей коллектив в число лучших оркестров не только России, но и Европы.

Почему для старта цикла были выбраны именно эти произведения? В теперешнюю пору общение критика с исполнителями не так непосредственно, как в докоронавирусные времена, в артистические из зала не пройдешь, и я не могу сказать, каковы на этот счет аргументы дирижера. Возможно, для него, как и для многих причастных к симфонической музыке, конец сентября окрашен в шостаковичевские краски: 25-го – день рождения композитора, чтимого во всем музыкальном мире, а в нынешнем году эта дата юбилейная, отмечаемая в 115-й раз. Круглой цифрой выражается и счет прокофьевской эпохи, начавшейся ровно 130 лет назад. С другой стороны, разве нуждаются Прокофьев и Шостакович в каких-либо «датских» поводах? Оба – из числа тех, чье творчество для человека, чуткого к языку классической музыки – не изыск на исключительный случай, но хлеб насущный на каждый день. Тем более когда речь о таких капитальных произведениях, как Третий концерт и Одиннадцатая симфония.

Они столь же различны между собой – и столь же перекликаются по духу, как не похожи, но связаны общими культурными корнями их авторы. Концерт Прокофьева – одна из кульминаций света в музыке ХХ века. Симфония Шостаковича – одно из трагичнейших музыкальных полотен столетия. Но оба – сочинения глубоко русские, и не только по явной опоре на народную песенность, а и, пожалуй, по еще более глобальному свойству национальной культуры – стремлению самых крупных ее представителей к предельной ясности художественного языка, обращенности не только к интеллектуальной элите (что нередко случалось с первыми величинами, допустим, австрийского или французского искусства), но к целому обществу.

Прокофьев написал свой концерт в самую блестящую пору жизни – когда бесстрашная молодость передает эстафету полной зрелости. Кое-кто даже обвинял его – как можно было ну буквально в месяцы краха Российской империи воспарить в такую брызжущую радость? Но ведь сила сочинения определяется не его привязкой к конкретным историческим событиям, пусть даже таким значительным, а мощью таланта художника. Тем более что зарю века многие тогда воспринимали как старт новой, нацеленной в будущее жизни. Временные трудности уйдут, останутся созидание и свет, где спорить между собой смогут только хорошее и лучшее… Вот и в Третьем концерте одним из главных «сюжетных мотивов» мне слышится диалог между двумя одинаково прекрасными полюсами – пружинной энергией токкатных эпизодов и проникновенностью лирики. На протяжении всего сочинения оркестр пытается, если можно так сказать, «убедить» рояль, что не только в напоре пассажей и фигураций, но и в напевной мелодии – суть обаяния музыки. В главной теме первой части фортепиано весело смеется над нежной кларнетовой мелодией вступления, лишь в разработке пытаясь прислушаться к ней – здесь очень пригодились и мастерство оркестровых солистов, и моцартовская ясность звука пианиста, вместе с тем не исключающая и смелого напора, и остротЫ удара, и эксцентричности фразового штриха. Вторая часть – прямо-таки тренировка вестибулярного аппарата исполнителей и слушателей во все более головокружительных «прыжках» между мускулистой моторикой и волшебной картинностью вариаций на загадочную темку-марш, которой вполне можно было бы, вместо известной музыки Ильи Саца, иллюстрировать таинственные и манящие образы «Синей птицы» Метерлинка. Наконец, в финале оркестр и рояль приходят к согласию – и «пляшут» вместе, и «поют» сообща, довершая стройное солнечное здание концерта. Это было одно из самых гармоничных исполнений Третьего концерта, которые мне довелось слышать. А сыгранный Дмитрием Шишкиным на бис прокофьевский Этюд ре минор прозвучал эффектным постскриптумом, чей роскошный романтический росчерк продлил очарование основной вещи.

Четыре десятилетия спустя после написания Третьего прокофьевского концерта и следа от прекрасных иллюзий начала века не осталось. По крайней мере у такого человека, как Шостакович, который, в отличие от старшего современника, наблюдал события 1917 года не взлетевшим на высокую орбиту баловнем артистической жизни, а обыкновенным петроградским подростком, вместе со всеми читавшим на Невском списки расстрелянных «контрреволюционеров» и видевшим, как люди падали в обморок, находя там имена своих родных. Зато от тех «чтений», от террора 1930-х, от тяжких военных испытаний, от нарастающего давления власти на творческую личность осталось у Дмитрия Дмитриевича нерушимое чувство единства с народом и его трагической судьбой. Его он и постарался выразить в симфонии, формально имеющей посвящение жертвам революции 1905 года, по сути же рассказывающей о страшной истории России во всем ХХ веке.

Ее четыре части – это четыре картины-повествования о том, как горестный народный голос, на какой бы градус напряжения ни поднимался, не может перехлестнуть холодную, а временами и смертельно горячую, извергающую свинцовый огонь стену так называемого «государственного порядка». Драматургия, подкрепленная языком лейтмотивов (Шостакович любил и ценил Вагнера, чей художественный метод был знаком ему с ранних лет, со спектаклей Мариинского театра), предельно ясна – но как же сложно выстроена, со всем этим множеством цитат революционных песен, с громадной широтой горизонта – ведь ни одного, даже секундного перерыва нет в почти часовом звучании музыки, преодолевающей бесчисленные горные хребты кульминаций, проваливающейся в бессчетные и неизмеримые пропасти отчаянных затиший… Каким полководцем с железной рукой и чутчайшим слухом надо быть дирижеру, чтобы провести свое оркестровое воинство через этот леденящий и обжигающий музыкальный ландшафт! Через стылый «воздух» струнных в первой части, который не в состоянии согреть ни стонущая тема-песня (это самоцитата мотива «Гой ты, царь наш батюшка» из незадолго до того написанной хоровой поэмы «Девятое января»), ни набирающий силу хорал-возглас (другой мотив оттуда же, на слова «Обнажите головы!»). Через струнное фугато и перкуссионную канонаду второй части, где даже тот самый стоячий оркестровый «воздух» превращается в пулеметную дробь-хохот. Через похоронный марш третьей части на тему песни «Вы жертвою пали», в кульминации вдруг прорывающийся прекрасным и страшным мажором, будто солнце в просвет между безнадежными зимними петербургскими тучами высветило громадную скорбную процессию. Через отчаянный калейдоскоп скачущих мотивов финала – «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», «Вихри враждебные»… Через гром траурного салюта и галоп литавр, в коде заглушающий даже народное заупокойное «пение» – потрясающее оркестровое воплощение рокового гоголевского вопроса, по-прежнему, как и 100, и 200 лет назад висящего над Россией: «Куда ж несешься ты?».

После такой эпопеи, казалось бы, и речи не может идти о бисах – но не таковы Сладковский и его оркестр, слишком любящие сцену и публику, чтобы просто взять и уйти. Да и публика, конечно, не торопилась к выходу – и казанцы проявили отзывчивость и чувство меры, сыграв лишь две миниатюры, зато какие: вальс из второй «Джазовой сюиты», поражающий простотой, надеждой и русской тоской, а затем – отчаянно удалой танец Ломового из балета «Болт». Лихость, сочность, несокрушимая жизненная сила – настоящий Шостакович!  

Ну и мы, в заключении заметки, не впадая в многословие, скажем о главных событиях, которые ожидают публику ГСО в стартовавшем сезоне. Он, как и положено коллективу такого ранга, обещает быть весьма насыщенным. Особый вес обретает фестиваль современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной – Софии Асгатовне исполняется 90 лет, и 30 октября в главной резиденции оркестра – казанском концертном зале имени Сайдашева – состоится ее авторский вечер, где прозвучат концерт для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» (с участием Вадима Репина, которому произведение посвящено) и «Гнев Божий». Пройдут и другие традиционные для оркестра фестивали – органный, татарской музыки имени Назиба Жиганова, «Рахлинские сезоны» (на этот раз посвященный симфониям Малера), «Белая сирень», впервые обретающая очень интересный акцент – в программе заявлены исключительно дирижеры-женщины… Конечно, продолжатся и гастроли, в частности тот самый московский абонемент: 9 декабря (произведения Бриттена и Холста со скрипачкой Аленой Баевой) и 6 марта (Моцарт и Рихард Штраус с мировой оперной звездой Альбиной Шагимуратовой). 17 января коллектив в память Валерия Халилова – погибшего 5 лет назад в авиакатастрофе лидера Ансамбля имени Александрова – исполнит в Большом театре Тринадцатую симфонию Шостаковича. А 26 апреля в Зарядье представит бокс-сет балетов Стравинского, который записал минувшим летом на Sony Classical. 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11594
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7278
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6958
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6160
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6136
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?