Командующий ВМС Китая, адмирал У Шэнли, предупредил руководство Соединенных Штатов об «опасных последствиях», которые может повлечь за собой поход американского ракетного эсминца по Южно-Китайскому морю. «Китайское предупреждение» было сделано во время сеанса видеосвязи между командующим военно-морскими силами КНР и начальником штаба ВМС США, адмиралом Джоном Ричардсоном.
«Несмотря на неоднократные переговоры и решительное возражение правительства КНР, США направили ракетный эсминец в район китайских островов Наньша, – заявил У Шэнли. – Подобные действия поставили под угрозу суверенитет и безопасность Китая, нанесли ущерб миру и стабильности в регионе. Они крайне опасны и провокационны. Если американская сторона продолжит совершать такие опасные и провокационные действия, ВМС и ВВС двух государств могут оказаться в экстренной ситуации, вплоть до «непроизвольных выстрелов при чистке оружия», - предупредил высокопоставленный китайский военный.
Столь резкую реакцию КНР вызвала отправка 27 октября ракетного эсминца USS Lassen, базирующегося в Японии, на патрулирование 12-мильной зоны у полузатопленных рифов Суби и Мисчиф. При этом представитель Пентагона заявил, что подобные операции в Южно-Китайском море будут проводиться регулярно, а потому их не следует воспринимать как провокации.
В день отправки эсминца в патрулирование англоязычная китайская газета Global Times опубликовала статью «После шоу американскому эсминцу пора уйти». В материале утверждалось, что Китай не боится начала войны с Соединенными Штатами.
Самая спорная территория на планете
Рифы Суби и Мисчиф – небольшие скалы, принадлежащие архипелагу Спратли – самой спорной территории на планете. Архипелаг располагается в юго-восточной части Южно-Китайского моря и насчитывает более 30 тысяч островков, рифов, скал и отмелей, разбросанных на площади в 425 тысяч квадратных километров. При этом их общая незатопляемая площадь не превышает 4 квадратных километров.
Точнее – не превышала, до тех пор, пока контроль над архипелагом не стал сулить промысловые и геостратегические выгоды. В настоящее время за возможность контролировать эти клочки суши борются сразу 6 государств: Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней. При этом КНР включилась в дележку Южно-Китайского моря намного позже соседей, а потому смогла установить контроль только над совсем крохотными рифами и бесперспективными скалами.
Присутствие Пекина на архипелаге долгое время сводилось к наличию бетонного бункера на рифе Файери Кросс. Китайцам досталось так мало земли, что в отличие от остальных претендентов на архипелаг, они до сих пор не смогли построить аэродром.
Тем не менее, с муравьиным упорством китайские строители, моряки и политики боролись не только с конкурентами из соседних стран, но и с самим океаном: несколько лет назад донноуглубительные суда КНР начали черпать грунт со дна Южно-Китайского моря и отсыпать его на отмелях и рифах, которые удалось занять военным. К 2014 году китайцам удалось насыпать пять островов; еще два находятся на этапе строительства.
Нестандартное «восстановление»
Официально китайские СМИ называют процесс «восстановлением земли», однако на самом деле речь идет именно о возведении искусственных островов. Наиболее масштабные работы ведутся на рифах Файери Кросс и на Южном рифе Джонсона. Первый из них до августа 2014 года вообще не показывался над поверхностью воды. Однако за последние два года китайцы сделали его самым большим среди всех островов архипелага Спратли. На данный момент площадь Файери Кросс составляет 2,3 квадратных километров. По данным спутниковых снимков, «восстановительные» работы продолжаются, предполагается, что китайские специалисты готовятся построить на рифе аэродром.
Южный риф Джонсона также пережил самое масштабное преобразование среди всех островов архипелага. Активная фаза строительства началась в 2014 году; тогда же спутники обнаружили на рифе огромное, предположительно –десятиэтажное здание. Также из космоса были обнаружены еще несколько строительных площадок. По предварительным оценкам, китайцы строят центр управления полетами. Обозреватели отмечают, что площадь искусственного острова составляет 0,16 км², в то время как площадь рифа превышает 6 км². А значит – Южный риф Джонсона ждет большое будущее.
Самым развитым в инфраструктурном плане является риф Куатерон. Это самый южный и самый западный из всех клочков суши, который Китаю удалось занять. Специалисты насыпали около 0,4 км² новой площади. Здесь построена дамба, вертолетная площадка, военный аванпост, имеются искусственная гавань и док.
Острова раздора
Риф Мисчиф является самым восточным рифом КНР на архипелаге. Спутниковые снимки показывают, что «восстановительные» работы на нем только начались. Риф находится всего в 200 милях от филлипинского острова Палаван, а потому создаваемый на его основе остров влезает в особую экономическую зону Манилы, порождая напряженность между КНР и Филиппинами.
Риф Суби – самый северный риф Китая в Южно-Китайском море. Работы на нем начались позже, чем на других островах. Спутниковые снимки показывают, что с начала текущего года китайские суда работают сразу с двух сторон рифа, расширяя его на юго-восток и юго-запад. На рифе оборудована вертолетная площадка и небольшой аванпост.
Создание искусственных островов позволяет Китаю, как и другим игрокам, расширять свои территориальные воды. Несогласие с продвижением других держав выражается в демонстративном нарушении этого «суверенитета». Усилением Китая недовольны Тайвань, Филиппины, Япония и отчасти Южная Корея, за спинами которых стоят США.
28 октября американский эсминец демонстративно прошел мимо рифа Суби, показав, что Вашингтон не признает суверенных интересов Пекина в регионе. Сами по себе острова вряд ли когда-нибудь станут причиной конфликта между государствами, однако борьба за рифы прикрывает другую, более значимую компоненту геостратегического противостояния между КНР и США – контроль над морскими коммуникациями, по которым Китай получает нефть и продовольствие. А это – уже достаточно веская причина, чтобы во время очередного рейда в китайских водах с американским кораблем произошла какая-нибудь неприятность.