ТРАКТОР, ОДНАКО, НАДО
Жалобы соседа типичны: "Снега вроде немного навалило, но я забыл, что под ним канава для отвода весенних талых вод. Ухнул туда и сел на днище. Ни туда, ни сюда. Тут на работу надо, а я без колес. Пришлось идти на электричку. Что теперь делать, ума не приложу. Не ждать же, когда снег сойдет".
Слушая беднягу, я вспомнил анекдот, который услышал, когда путешествовал на автомобилях завода ЗИЛ от Якутска до Уэлена через Чукотку по берегу Ледовитого океана. Когда чукчу спросили, что делать с застрявшей по уши в снегу машиной, он глубокомысленно ответил: "Трактор, однако, вызывать надо".
Шутка шуткой, но в той поездке я видел, как и без трактора мастера экстра-класса, водители от Бога, преодолевали снежные препятствия, пробивались на машинах, что называется, по целине. Как-то перед нами вырос ложок, заваленный белым пухом, который сверху уже превратился в твердый наст. Проехать по нему - значит ухнуть на глубину, а там явно или вода, или ямища. Вытащить тяжелый грузовик и бульдозером будет нельзя. Что сделал мой знакомый Сергей Горячев? Он походил по насту - человека держит. Попрыгал - эффект тот же. Потом занялся машиной: опустил давление в шинах до одной атмосферы. Резина расползлась и превратилась в широкие лепешки. На этих лепешках Серега спокойно переехал через заснеженный овраг. Потом подкачал шины, и мы поехали дальше.
К чему я это вспомнил? А к тому, что зимой, особенно за городом, где дороги чистят реже, чем в городе, вообще давление воздуха в колесах должно быть меньше, чем летом. Для каждого авто оно свое, но мастера знают. Бояться, что резина быстрее износится, не надо. Ну а если приспичит преодолеть сугроб и нет возможности прорубить в нем проезд лопатой, то и на джипе, и даже на легковой машине можно понизить давление в шинах до 1-1,2 атмосферы, а потом без рывков, плавно проехать.
Что же до соседа, то у него один выход: взять в руки лопату и выгрести из-под своего сверхпроходимого джипа весь снег. Если там яма, то бросить в нее доски, ветки - что придется. Трактором дергать себе дороже. Можно порвать не только трос, но и раму автомобиля.
РАСКАЧИВАЙ С УМОМ
В России распространен нехитрый способ вызволять автомобиль из снежного плена. Это так называемая раскачка: вперед - назад, опять вперед - назад. К сожалению, прием совсем не годится для большинства современных легковых машин и внедорожников. Дело в том, что многие из них снабжены автоматическими коробками передач. А с ними ни о какой раскачке не может быть и речи.
Больше скажу: авто с АКП даже буксировать нельзя. Его транспортируют только на платформе, на крайний случай - аккуратно выталкивают руками на ровное место. Особенно это важно знать, если у вас не классический внедорожник, а "паркетный", то есть предназначенный в основном для езды по асфальту. Для машин с механической коробкой передач метод раскачивания подходит, но, пользуясь им, надо помнить о сцеплении. Сжечь его - пара пустяков. Осторожность и еще раз осторожность. Лучше, если при раскачке кто-то из пассажиров подтолкнет машинку.
ОТКОПАЛ МАШИНУ - НЕ СПЕШИ ЗА РУЛЬ
По утрам, когда всю ночь с неба сыпало, машину в прямом смысле приходится откапывать. Физзарядку многие сокращают. Не чистят, к примеру, крышу, не протирают стекла, зеркала, хотя это вроде элементарные процедуры, которые перед поездкой надо обязательно выполнить. Снег на крыше уже через сто метров езды окажется на заднем стекле, и водитель ничего через него не увидит, хотя наверняка знает, что именно сзади его может поцеловать лихач. Значит, за ним надо следить в первую очередь. О чистке стекол, зеркал тоже все знают: если через них ни черта не видно, о какой безопасной езде можно говорить?
Есть и более серьезные узлы, которые каждое снежное утро надо просматривать и проверять. Во-первых, мотор. Не все знают, что снег может заморозить даже работающий движок, если он набьется под него, займет все пространство между защитной плитой и картером и затвердеет.
Во-вторых, с колодками ручного тормоза тоже могут быть проблемы: они имеют обыкновение примерзать к дискам или барабанам. Сорвать, искорежить узел можно элементарно. Но тут выход очень простой: на ночь не ставить машину на стояночный тормоз. Уберечь мотор тоже несложно. За ним надо следить, открывать капот и... А кроме того, постоянно проверять давление масла, наличие тосола или антифриза, просматривать шланги, ремни - вдруг треснули, ну и, конечно, регулярно мыть движок. По утрам же не спешить выезжать на дорогу. Сначала дать машине поработать, потом плавно тронуться и несколько раз опробовать тормоза, посмотреть в окна, зеркала - все ли хорошо видно.
НЕ ЗАМЕТИЛ - НЕ ОПРАВДАНИЕ
Опять беда. Звонит друг: приезжай, стою на Олимпийском проспекте, колесо спустило. Останови машину, отвечаю. "Уже десять тормознул - ни у кого нет насоса, чтобы подкачать и доехать до сервиса, знаю, что ты с собой возишь компрессор", - говорит он.
Тут сразу две проблемы высвечиваются, на которые многие водители не обращают внимания. Первая - почему спустило колесо. Оказалось, проколол. Как? Край бордюра не заметил, наехал на него, а там торчала проволока. Не заметил, понятно, из-за снега. Его у бордюров не всегда убирают. Призывать быть внимательным тут даже неловко. Остается напомнить: под снежным покровом зимой прячется не только проволока, но и ямы, кочки, "лежачие полицейские" - да все, что мешает нормальному ходу автомобиля, а то и выводит его из строя.
Вторая проблема не только насосная. Большинство водителей почему-то не бросают зимой в багажник так называемый аварийный набор. Он необходим даже в городе. Конечно, иметь лопату в машине для горожанина не обязательно, но без насоса, троса, скребка для очистки льда, запасной бутылки стеклоочистительной жидкости, перчаток, проводов для "подкуривания" двигателя вряд ли будешь чувствовать себя уверенно и комфортно даже в мегаполисе, где сервисных точек уйма. Профессионалы, кстати, возят с собой в Москве термос с кофе или чаем. Очень скрашивает ожидание в пробках.
БУДЬ НАЧЕКУ
Если на дороге кашица, то не надейся, что вес машины продавит ее, и она проскочит без проблем. Это очень важно знать при обгоне. Как правило, разделительная полоса покрыта именно кашицей или снегом. А кроме того, она жирная от масла выхлопов, выбрасываемых автомашинами. При обгоне лучше полностью перебраться на встречную полосу, если это разрешено знаками и впереди нет машин, обогнать метров на 50-70 впереди идущее авто и только тогда плавно встать на свою полосу.
Большую опасность представляют трамвайные рельсы - на них колеса скользят, пожалуй, больше, чем на льду перед перекрестками.