Но все это остается безнаказанным лишь до тех пор, пока телефонная бомба не оказывается настоящей.
Эхом крупных терактов в городах России уже традиционно становится шквал ложных звонков. «Минируют» телефонные террористы, как правило, торговые центры и вокзалы.
После трагедии в Домодедово 24 января уже на следующий день в Петербурге экстренные службы обследовали все вокзалы города из-за анонимного звонка. Во второй половине минувшей недели из-за сообщений о якобы заложенных бомбах эвакуировали торговые центры «Горбушкин двор», «Мега Белая Дача», «Мега Теплый Стан», OBI, «Вегас», а также Преображенский рынок.
В среднем количество звонков после терактов увеличивается, по данным МВД, в два раза. «Многие люди после трагедий находятся в состоянии тревоги, и именно этим вызвана их паническая бдительность», — рассказал «Труду-7» глава Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.
Остальные звонящие делятся на психически нездоровых и тех, кому такая ситуация может быть выгодна. «Сообщение о заложенной в торговом центре бомбе может быть сделано конкурентами, — считает эксперт. — Ведь парализуется работа большого комплекса, а это материальные потери». По его мнению, не испугавшиеся посетители поедут не по домам, а в соседний торговый центр.
Расшатывают безопасность
Ложные вызовы только на первый взгляд позволяют лишний раз отработать связи между службами и дарят работникам торговли дополнительный выходной. На самом деле звонки телефонных террористов только ослабляют безопасность.
Как выяснил корреспондент «Труда-7», именно это произошло в случае с «минированием» торгового центра «Вегас» на юге МКАД. Опрошенные работники центра рассказали, что два первых сообщения о заложенной бомбе (в минувшие субботу и воскресенье) администрация и отработала по полной программе.
«Как только были найдены анонимные записки, началась эвакуация, потом каждый уголок прочесали с обученными собаками, — рассказал один из охранников. — Но в целом прошло без суеты, стоявшим в очередях на кассах покупателям дали оплатить товар и лишь потом закрыли».
Однако когда в третий раз (уже в понедельник) в туалете была обнаружена записка об очередной бомбе, руководство торгового центра, вероятно, посчитало, что три эвакуации подряд — это слишком. И выводить покупателей из магазинов не стали. О том, что было третье «минирование», как выяснил корреспондент «Труда-7», не знали даже некоторые представители службы охраны торгового центра.
Создают массу неудобств
Впрочем, эвакуация людей из мест массового скопления людей из-за угрозы взрыва не обходится без паники. Когда из-за анонимного вызова 26 декабря пришлось выводить всех посетителей из ТЦ «Мега Белая Дача», вскрылось сразу несколько проблем. Услышав по громкой связи просьбу покинуть здание, люди сразу побросали вещи и кинулись к дверям. В результате на выходе из торгового центра возникла давка.
Оказавшись на улице, посетители хотели как можно быстрее уехать. Те, кто приехал за покупками на общественном транспорте, набивались в автобусы как кильки в банку. На площадке у торгового центра скопилась огромная толпа тех, кто не смог уехать.
Не легче пришлось автомобилистам. На выезде из торгового центра образовалась огромная пробка из-за того, что развязка с МКАД просто не была рассчитана одновременно на такое число автомобилей.
Тратят бюджетные деньги
Даже если неизвестный человек по телефону несет сущий бред, этот сигнал правоохранительные службы обязаны отработать. На место выезжают оперативные сотрудники, кинологи, патрульно-постовая служба, взрывотехники, ОМОН, «скорая помощь», пожарная охрана, ФСБ. Каждый выезд такой команды обходится в среднем в десятки тысяч рублей. Обследование крупных объектов, таких как торговые центры, стоит более 50 тысяч. Это только расходы бюджетных организаций. И если незадачливого шутника найдут, по суду с него могут быть взысканы все эти расходы.
Как наказывают за телефонный терроризм
Июль 2007-го. Подсобный рабочий одной из строительных фирм Москвы неоднократно звонил в милицию и сообщал о готовящихся терактах. За подробную информацию он требовал деньги. 35-летний вымогатель сначала заработал 50 тысяч рублей. Однако на этом он не остановился и потребовал 5 млн. При получении денег его задержали. Суд помимо телефонного терроризма также признал его виновным в мошенничестве. Мужчина получил шесть лет лишения свободы в колонии общего режима.
Май 2008-го. Телефонный террорист сообщил о бомбе, заложенной в одной из школ города Иваново. Шутником оказалась 16-летняя ученица. По решению городского суда родителей девочки обязали выплатить затраты на ложный выезд служб, а саму хулиганку поместили под домашний арест на полгода.
Январь 2009-го. 27-летний житель Северодвинска позвонил в службу 02 и рассказал о том, что одна из городских девятиэтажек заминирована. Как он потом объяснил, он решил поразвлечься, наблюдая из окна за работой экстренных служб. За развлечение ему пришлось отбывать четыре месяца в колонии-поселении.