Министр иностранных дел России Сергей Лавров в эфире "Эхо Москвы", оценил взаимоотношениях США и России.
«Немножечко меняя ленинскую формулу – два шага вперед, один шаг назад. Тенденция абсолютно позитивная, она опирается на прекрасное взаимопонимание двух президентов. Сигналы от президентов на уровне исполнителей проходят лучше, чем при Джордже Буше, но не всегда проходят до конца».
Министр считает, что ключом к сотрудничеству по противоракетной обороне четкая юридическая договоренность, которая гарантирует ненаправленность ПРО друг против друга.
«Давайте юридически запишем какие-нибудь вещи, которые будут гарантировать, что это не против нас». Не получается. «Ну что мы будем заниматься там какой-то казуистикой? Это не против вас, поверьте нам». И сейчас, когда они нам говорят, что их ПРО не против нас, мы верим, что Обама не собирается на нас нападать и использовать ПРО для того, чтобы защититься от ответного удара, мы верим, что НАТО не собирается делать то же самое, но в этих делах важны не намерения, а потенциалы, и не первый раз уже получается за последние двадцать лет, что нам говорят: «Это не против вас», а потом мы получаем от всего этого проблемы», - сказал он.
Противоракетная оборона напрямую затрагивает стратегическую стабильность. В договоре об СНВ-3 записано, что все сокращения, которые там предусмотрены, будут осуществляться в течение семи лет, однако в договоре оговорено, что существует взаимосвязь между стратегическими наступательными, и стратегическими оборонительными вооружениями и что эта взаимосвязь будет учитываться сторонами во всех их действиях по выполнению договора. Кроме того, если одна из сторон сочтет, что наступают обстоятельства, которые ее безопасность подвергают угрозе, то она вправе выйти из договора.
«Мне кажется, и, по-моему, это убеждение разделяют очень многие, что после того, как будет выполнен СНВ-3, любая следующая договоренность о сокращении стратегических наступательных вооружений должна обязательно включать другие ядерные страны – и де-юре ядерные, и де-факто ядерные», - отметил Сергей Лавров.
Кроме того, министр напомнил, что стратегическую стабильность определяет целый ряд факторов, в том числе стратегические вооружения в неядерном оснащении.
«Они вроде как под «ядерный ноль» не подпадают, но они решают задачи, абсолютно сопоставимые по эффективности, а может, даже более эффективно решаемые, чем задачи, которые возложены на ядерное оружие. Это и противоракетная оборона, которая призвана, по большому счету, создать ракетный щит против ядерного меча. Как разоружаться, когда будет противоракетный щит и будет неядерное стратегическое оружие, достигающее любой точки планеты?» - сказал он.
Напомнив, что это касается, в том числе и размещения оружие в космосе, не говоря уже о диспаритетах, которые после расширения НАТО образовались в сфере обычных вооружений.
