Главная Культура 00:10 03 Апреля 2013 206
Герман: Как можно снимать о добре, когда не показываешь зло?

В Москве показали «Трудно быть богом». Пока на одном сеансе

Людмила БЕЗРУКОВА

Последний фильм Алексея Германа, снятый им по повести братьев Стругацких, в понедельник показали в Москве. Пока, правда, в одном отдельно взятом кинотеатре — для журналистов и гостей «Новой газеты», отметившей свой юбилей. Официальная премьера, как предполагается, состоится осенью. Но легенды о фильме, над которым Герман работал 13 лет, ходят давно. С вопроса о нем и начался наш разговор с женой Алексея Юрьевича Светланой Кармалитой и его сыном Алексеем Германом-младшим.

Алексей Герман-младший: Мы надеемся, что к осени сможем показать ленту и российскому, и зарубежному зрителю. По прокату много предложений из разных стран. Как и от организаторов международных фестивалей. Технических доработок осталось месяца на три. А потом премьера.

— Известно, что Герману удалось снять этот фильм со второй попытки...

Светлана Кармалита: В первый раз он приступил к этой работе в конце 1960-х. Тогда помешали события в Чехословакии. Мы встретились с ним в те дни в крымском Коктебеле, где Алеша и получил письмо на бланке 3-го творческого объединения «Ленфильма»: «Руководство студии не поддержало рекомендацию худсовета объединения, указав на слабость драматургического решения сценария:»

— К началу 2000-го вы все-таки запустились с этой картиной. Работа растянулась на 13 лет. Алексей Юрьевич переживал из-за этого? Все-таки большой срок, многое менялось за эти годы в стране и мире.

С.К.: У него на этом фильме очень хорошие продюсеры, во многом единомышленники. Мы стали друзьями. Никто его не гнал, не устанавливал последних сроков. Говорят, года четыре назад и в одном большом кабинете в Москве было сказано: пусть, мол, Герман снимает сколько хочет, торопить не будем... Да и с какой стати им торопить? Деньги не государственные. А нам ничего от власти не надо. Мы, по счастью, никогда от нее не зависели. Его отец был известным советским писателем, мой отец — известный критик. Хорошее жилье. Родственники за границей. И не просто родственники — миллионеры...

— Алексей Юрьевич как-то сказал мне такую фразу: «Если бы не Светлана, умотал бы жить за границу...»

С.К.: Думали с ним об этом, иногда часами обговаривали. Но он никогда бы не уехал. Несмотря на родственников-миллионеров. Это были дети первой послереволюционной эмиграции. Американский дядя-миллионер приезжал к нам в Ленинград в 1968-м. Посмотрел фильм «Проверка на дорогах», который был «положен на полку». У нас была копия, которую мы показывали подпольно. И сразу предложил Леше миллион долларов на картину — любую, лишь бы о добре. Алексей ответил: «Как можно снимать о добре, когда не показываешь зло?» И отказался.

А.Г.: Вопрос отъезда и для отца, и для меня теперь никогда не был вопросом о том, хочется ли жить на берегу океана и иметь белый автомобиль. Дело не в комфорте. Жизнь везде по-своему сложная. Для меня значимое понятие — почва. Ну вот о чем я могу снимать кино за границей? Что я знаю, скажем, про Нью-Йорк? В деталях, в его настоящей жизни?

— Ну, такой фильм, как «Трудно быть богом» — он же всечеловеческий, географически не привязан.

А.Г.: Нет, он, как ни крути, все равно про Россию. Завязан на русской ментальности, на нашем мировоззрении. Оно иное, чем, скажем, англосаксонское. Я почти не знаю примеров успешной интеграции режиссеров в неродной для них стране. Потому что хорошее кино умозрительным быть не может.

Когда я хожу по улицам российских городов, смотрю на прохожего и понимаю, кто он и откуда, какая может быть у него профессия. То есть на уровне ощущений — вот что важно! Это то, что я, как бы ни старался, в другой стране не пойму.

— Алексей, у вас никогда не было аллергии на кинорежиссуру?

А.Г.: Была. И до сих пор есть, к сожалению. Я неприязненно отношусь к кинематографическому миру. Не ко всем его представителям, среди которых много достойных людей. А в принципе к системе поведения, к возможности немедленно соврать, перевернуть с ног на голову: Меня это раздражает.

— Насколько я знаю, вам, Алексей Алексеевич, предлагали возглавить родную для отца и деда студию «Ленфильм». Почему вы отказались?

А.Г.: Нет, мне предлагали не студию, а какие-то должности. Видимо, как взятку. Это было несколько лет назад, когда на студии возникла острая ситуация, попытка ее захвата. О чем я открыто и говорил. Тогда мне и звонили, предлагали разное. Я отказался. Понимал, что в тех обстоятельствах на месте «Ленфильма» построят бизнес-центры, отели или жилье. Теперь студии не угрожает распродажа, она будет развиваться. На мой взгляд, пока Федор Бондарчук не совершает ошибок и старается.

— Вы со студенческих лет жили и работали отдельно от родителей, в Москве, а сейчас вернулись домой, снимаете на «Ленфильме» новый фильм?

А.Г.: Живу и в Москве, и в Петербурге. Новая картина — русско-украинско-польская. Один из ее сопродюсеров — Кшиштоф Занусси. Но пока работа над ней приостановлена. Надо довести до выпуска последний папин фильм.

— Герман оставил духовное завещание? Он понимал, что уходит?

С.К.: На мое счастье, нет, не осознавал. Не думал, что уже не выйдет из больницы. История такая. В первых числах июля он упал на лестнице «Ленфильма», сломал руку в трех местах. Рука очень болела, потому никто не обратил внимания, что он еще и сильно ударился головой. А когда уже попал в больницу, болячки просто обрушились на него. В том числе и эта гематома мозга. Он десять дней был практически без сознания. Но убрали ее очень удачно. Обошлось без трепанации, щадящей методикой. Он начал вставать, ходить, мы его вывозили гулять. Надеялись дальше жить...

— Без него, Светлана Игоревна, что-то будете делать в кино? Может быть, он оставил какие-то наброски, идеи?

С.К.: Для того чтобы что-то делать, надо было, чтобы он сильно захотел... Из того, что нами написано, без него не буду уже дорабатывать, нет. Не могу я без него писать. Может быть вот что... На днях листала старые папки, архив Юрия Павловича Германа. Нашла очень хорошие главы незаконченной северной повести. Они могли бы стать хорошим детским сценарием.

Без Леши я могла бы написать неплохую диссертацию. Стать профессором, знатоком западной драматургии. Но такой свободы ума, как с ним, у меня не было бы никогда.

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6349
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...

Они - наши братья, и вовсе не меньшие, говорят о героях своей картины знаменитые кинематографисты

Дарья Ефремова
Труд
Анна, Дмитрий и их любимец Ветер. Изображения предоставлены компанией «Карропрокат»

18 мая «Карропрокат» выпускает на киноэкраны фильм Дмитрия и Анны Шпиленков «Огненный лис», ставший хитом 47-го Московского международного кинофестиваля. Эмоциональная и красивая история, рассказанная...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?