Главная Работа Люди 00:10 04 Февраля 2014 2804
Эксперт: Контролировать в гражданской авиации нечего, она развалена

Проверять летные навыки пилотов будут специалисты из Росавиации, но проблем гражданской авиации это не решит

Анатолий Журин

В России начали действовать правила, ужесточающие контроль за подготовкой пилотов гражданских самолетов. До сих пор пилотские удостоверения выдавались на основании документов, представленных учебными центрами. Отныне проверку летных навыков должны проводить независимые специалисты из числа членов квалификационной комиссия Росавиации.

Как можно догадаться, принимать непосредственное участие в экзаменах чиновников авиационного ведомства заставила недавняя катастрофа в Казани, когда за штурвалом самолета оказался неподготовленный пилот. Хотя и до этого хватало свидетельств о том, что квалификация персонала гражданской авиации оставляет желать лучшего. Достаточно полистать страницы заключений по следам расследований авиапроисшествий, которые проводит Межгосударственный авиационный комитет. Картину эти заключения рисуют весьма мрачную, если не сказать катастрофическую.

Вот выдержки из документов. «Пилот не проходил медосвидетельствования... Полет осуществлялся с просроченным медицинским сертификатом... Пилот страдал ишемической болезнью сердца... Командир не имел права проводить полет, при нем был просроченный медицинский сертификат... Пилот страдал хронической ИБС (ишемическая болезнь сердца), не установленной при прохождении ВЛЭК... Полет выполнялся на самолете, являющимся двойником другой машины и не имевшем опознавательных знаков... » Летучий голландец, что ли?

Наши эксперты, к которым «Труд» обратился за комментариями, убеждены, что в системе подготовки летного персонала давно пора наводить порядок. И прежде всего следует перекрыть каналы получения пилотских удостоверений от расплодившихся повсеместно частных контор, занимающихся подготовкой летчиков. Но вопрос в том, достаточно ли будет для объективной оценки профессионализма пилотов только участия специалистов на заключительной стадии? Ведь экзамен, как известно, не всегда объективно отражает знания.

«Как только мы пересели на чужие самолеты, мы поставили крест не только на собственном авиапроизводстве, но и на выстраивавшейся годами системе подготовки летного состава, — считает независимый эксперт Сергей Крутоусов, много лет работавший советником Минтранса. — 20 лет государство уходило из авиации, отдавая ее на откуп топ-менеджерам частных компаний. Это и привело к системной деградации отрасли. Пагубность такой политики стала более чем очевидной после катастрофы в Казани, когда к штурвалам были допущены люди, имеющие весьма приблизительное представление о том, как управлять лайнером. Раньше пилот, прежде чем попасть в кабину Ту-134, проходил длительную школу переучивания с одномоторных Як-18 и Ан-2 до двухмоторных Ан-24. И самое главное для него было — летать «на руках», то есть на штурвале, а не на джойстиках. Именно благодаря этому выковывалось то советское качество, которое еще осталось разве что в «Аэрофлоте» и в «Трансаэро». Судорожные решения авиационных властей усилить контроль над обучением пилотов — только попытка изобразить хорошую мину при плохой игре и принципиально проблемы отрасли не решают. Что контролировать? То, что развалено до основания? Среди специалистов отрасли ходит анекдот: «Пешеход — это тот, кто прекрасно осведомлен о том, что на самом деле происходит сегодня в гражданской авиации». Но это, согласитесь, не тот случай, когда хочется улыбнуться».

 

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 4189
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...

Эту должность он занимал с 2001 года

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Представитель правительства России в Конституционном суде Михаил Барщевский объявил в четверг, 18 декабря, что покидает должность. Об этом сообщает «Интерфакс». «Я перед вами выступаю в последней раз… Спасибо за это...

Журналистка родом из столицы Кубани, там она начинала свою профессиональную деятельность

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Главному редактору международного информационного агентства «Россия сегодня» и телеканала Russia Today Маргарите Симоньян присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара». Об этом сообщил губернатор Краснодарского...

Люди 00:30 / 19 Декабря 2025 302
Лесничий Саша

Откуда берутся лесные красавицы, которые сегодня украшают наши дома

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

На прошлой неделе в Кремль привезли главную новогоднюю елку страны. Родом она из-под города Рузы Московской области, известно, что ей около 100 лет. Высота — 26 метров, размах ветвей — 11 метров,...

Люди 20:01 / 20 Декабря 2025 209
Последняя колонка

Саратовские Деды Морозы озабочены поиском «внучек»

Труд
Фото: Gleb Kondrashov, globallookpress.com

Дед Мороз ищет Снегурочку. Говорит, для работы В саратовских социальных сетях появились объявления Дедов Морозов, которые срочно ищут Снегурочек. Не подумайте ничего плохого: девушки нужны для совместной работы. «Если ты любишь...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?