Спектакли о любви - тема выигрышная во все времена. Есть они и в петербургском театре «Суббота». Но нынешняя премьерная постановка не совсем обычна. Начиная с названия: «Гудбай Китти», без обязательного, согласно грамматике, знака препинания. Препинаний, читай смыслов, в сюжетной линии, насыщенной мизансценами разных эмоциональных красок, немало.
Сюжет оригинальности не обещает. Подростки Егор и Геля живут в разных городах. Познакомились в соцсетях, что в наше время само собой разумеющейся. «Вроде, нормальная девчонка, - решает он. – Зацепила! И он ей симпатичен. Договорились, приедет к ней. Встречаются. Общаются. Влюбляются. В общение ещё проскакивает наивность, отсюда и споры-нестыковки. Но чувства искренние, чистые. Ах, если бы она не умерла скоропостижно от неизвестной болезни...
Первая любовь и первая потеря. Несправедливая, жестокая. Выдержать такое любому человеку - испытание не из легких. А уж в юном возрасте...
Он тоскует. Не может смериться: она ведь только начала жить! Вплоть до навязчивого желания последовать за ней.
Егор (актер Сергей Кривулев) часто ходит на кладбище. Там однажды замечает близ могилы своей возлюбленной незнакомую девушку. Милую, симпатичную Нику (Виола Лобань), совсем непохожую на его Гелю (Александра Маркина). Они стали жить вместе.
Не Шекспировские страсти «до крови», конечно, но и времена нынче иные. Важно другое. То, что эта история, воплощенная на сцене режиссером Екатериной Шиховой по пьесе молодого московского сценариста Ланы Гранецкой, реальная.
Лана узнала её от самого подростка, ко времени их знакомства уже молодого мужчины. Даже спустя несколько лет после драматического финала своей первой влюбленности он, как выяснилось, не смирился с потерей.
Изначально это был литературный эскиз для фестиваля Stories. Из которого позже родилась документальная пьеса и, следом, сценическая история. Как рассказала «Труду» режиссер (ставила спектакли в МХТ, в Питерской Александринке, в Екатеринбурге), она практически не вмешивалась в авторский текст. И не старалась усилить его, «добавив слезы», например, или разнообразить персонажами – советчиками, поучающими уму-разуму. Наоборот, уходила от пафоса, от менторских проповедей, свойственных педсоветам времен наших дедов. Разве что немного интерпретировала концовку и добавила оригинальную сюжетную линию с обаятельными ангелами. И не только!
У Гранецкой в финале данной пьесы Егор остаётся с Никой. Ему с ней комфортно: спокойная, хозяйственная девушка, что несколько смягчает его. В спектакле Шиховой иначе. Он рассказывает ей о Геле. О её подарке незадолго до ухода - портсигаре с Hello Kitty , который нечаянно потерял. Ника решила восполнить эту потерю, подарила такой же. Вернувшаяся с подарком боль утраты захлестывает его. И это не оставляет ей шансов остаться с ним.
Что касается «сюжетной добавки» - это обаятельные пьяницы на детской площадке; они же Поэт и Артист; временами – ангелы (Максим Крупский и Владимир Шабельников). Благодаря чему, спектакль, реализованный с помощью гранта Российского фонда культуры при поддержке «Содружества негосударственных театров», смотрится без лишних сантиментов и вместе с тем с соучастием к героям.
Помогает этому и живая музыка в исполнении музыкантов театра (руководитель Олег Пожидаев). Современные эстрадные мелодии чередуются с джазом, задавая ритм действию, увлекая, и, вместе с тем, заставляя зрителей задуматься о вечных ценностях.
В «Субботе» его в позиционируют как подростковый. Он же - всевозрастной. Не случайно взрослых зрителей в зале не меньше, чем юных. Что характерно – реагируют поколения отцов и детей схоже.